Обнаружена сверхмассивная черная дыра-фонтан

Сверхмассивная чёрная дыра в сердцевине галактики извергает холодный молекулярный газ, который затем сама же и поглощает

Примерно в миллиарде световых лет от Земли астрономы обнаружили гигантскую эллиптическую галактику-утилизатор. Сверхмассивная чёрная дыра в сердцевине этой галактики извергает холодный молекулярный газ, который затем сама же и поглощает.

Это явление галактической переработки звездообразующего материала, известное как «фонтан», уже было теоретизировано, но никогда прежде не наблюдалось в пространстве. Астрономы обнаружили эту чёрную дыру в галактике кластера Abell 2597. Специалисты отмечают, что это, возможно, первая система, в которой обнаружены доказательства как притока холодного молекулярного газа в сторону чёрной дыры, так и оттока, запускаемого самой чёрной дырой.

По мнению исследователей, звездообразующий материал поглощается чёрной дырой не полностью. Струи выбрасывают холодный молекулярный газ на 30 000 световых лет в космос. Затем он сливается обратно в «резервуар» аккреционного диска чёрной дыры — огромную нитевидную туманность в центре галактики. Учёные считают, что открытие может пролить свет на звездообразование, функционирование чёрных дыр и общий жизненный цикл галактик.

Фото: NRAO/AUI/NSF; Dana Berry/SkyWorks; ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)