Древние европейцы могли исчезнуть из-за нового штамма чумы

Группа исследователей из Франции, Швеции и Дании обнаружила в 5000-летних останках женщины новый штамм бактерии, вызывающей чуму.

Анализ предполагает, что этот штамм Yersinia pestis (чумная палочка) генетически наиболее близок к древнему предку чумы, который, возможно, был распространен в европейских поселениях эпохи неолита. Чтобы лучше понять эволюционную историю чумы, учёные изучили общедоступные генетические данные древних людей. Они обнаружили ранее неизвестный штамм в генетическом материале 20-летней женщины, которая умерла примерно 5000 лет назад в Швеции. Штамм обладал теми же генами, что и современная чума, а его следы были обнаружены у другого человека на том же археологическом участке, что свидетельствует о возможной эпидемии.

Эксперты делают вывод о том, что новый штамм чумы является самым древним из когда-либо обнаруженных. Вероятно, он откололся от других штаммов около 5700 лет назад. При этом исследователям известно о чуме, распространённой в эпоху бронзового века, и чуме, которая является предком современных штаммов (5300 и 5100 лет назад). Всё это говорит о том, что в конце эпохи неолита существовало множество штаммов чумы. Авторы исследования также считают, что этот вывод приводит к новой теории о распространении чумы.

Известно, что массовые миграции человека из Евразийской степи в Европу произошли около 5000 лет назад, но до сих пор обсуждается, как евразийские кочевники смогли вытеснить европейскую культуру неолита. Теперь учёные предполагают, что после развития торговых взаимодействий обнаруженный штамм чумы мог попасть в Европу и значительно сократить местное население. Это подтверждается тем фактом, что умершая от чумы шведская женщина генетически не связана с евразийскими мигрантами.

Фото: Karl-Göran Sjögren / University of Gothenburg