Найдена планета, которая испаряется с рекордной скоростью

С помощью данных телескопа «Хаббл» астрономы обнаружили, что нептуноподобная планета GJ 3470b испаряется в 100 раз быстрее, чем известные планеты аналогичного размера.

Проведённое исследование является частью программы Panchromatic Comparative Exoplanet Treasury (PanCET), целью которой является изучение атмосферы 20 экзопланет в ультрафиолетовом, оптическом и инфракрасном диапазонах с помощью космического телескопа «Хаббл» (НАСА). Астрономы заинтересованы в изучении процессов, в результате которых планеты теряют свою массу. Такие планеты, как суперземли и горячие Юпитеры, вращаются близко к своим звёздам и, следовательно, нагреваются сильнее, в результате чего внешний слой их атмосфер просто испаряется.

Нептуноподобные планеты (примерно в четыре раза больше Земли) встречаются редко. Исследователи считают, что такие планеты лишаются своей атмосферы и в итоге становятся меньше, выпадая из этой размерной категории. «Хаббл» обнаружил, что экзопланета GJ 3470b потеряла значительную часть своей массы, и её экзосфера теперь меньше, чем у первой открытой нептуноподобной экзопланеты. GJ 3470b также характеризуется меньшей плотностью, что делает её неспособной гравитационно удерживать нагретую атмосферу. По оценкам команды специалистов, GJ 3470b, возможно, уже потеряла до 35% своей массы, и через несколько миллиардов лет от планеты останется только каменистое ядро. Исследование приводит к пониманию того, как формируются планеты и какие свойства влияют на их общий состав.

Фото: NASA, ESA, and D. Player (STScI)