Астрономы застали формирование необычной системы звёзд

Снимки молодой звезды позволили обнаружить на её орбите неожиданного спутника.

Во время наблюдений за молодой звездой астрономы Лидского университета (Великобритания) обнаружили, что на самом деле видят две звезды. Основной объект MM 1a является массивной звездой, окружённой вращающимся газопылевым диском. Небольшой объект MM 1b был обнаружен непосредственно за этим диском на орбите вокруг MM 1a. Команда исследователей считает, что это один из первых примеров «фрагментированного» диска, обнаруженного вокруг массивной молодой звезды. Обычно звёзды образуются в больших облаках газа и пыли в межзвёздном пространстве. Облака разрушаются под действием силы тяжести и начинают вращаться быстрее, формируя вокруг себя диск. Вокруг небольших звёзд могут образовываться планеты. В случае MM 1a звезда и диск настолько массивны, что вместо планеты начинает зарождаться другая звезда.

Измерения показали, что MM 1a весит в 40 раз больше Солнца. Орбитальная звезда MM 1b весит менее половины массы Солнца. По словам специалистов, двойные звёзды часто равны по массе и формируются вместе, как братья и сёстры. Двойная система MM 1a с таким контрастным соотношением масс рассматривается как очень необычное явление. Астрономы продолжат наблюдение за системой для её дальнейшей характеристики.

Фото: J. D. Ilee / University of Leeds