Бинарная система звёзд перевернула свой околозвёздный диск

Новое исследование, проведённое астрономом из Уорикского университета (Великобритания), позволило обнаружить систему двойных звёзд, которая перевернула окружающий их околозвёздный диск в положение, пересекающее орбитальную плоскость этих звёзд.

Для обнаружения бинарной системы был использован массив телескопов ALMA. Вся система представляет собой толстый обруч газа и пыли, который вращается под прямым углом по отношению к орбите двойных звёзд. До сих пор подобная схема существовала только в теоретических исследованиях, но наблюдения ALMA доказывают, что полярные диски такого типа существуют и могут быть относительно распространённым явлением.

Газопылевые диски можно наблюдать вокруг почти всех молодых звёзд, и астрономам известно, что минимум треть из тех дисков, которые вращаются вокруг одиночных звёзд, образуют планеты. Исследователи предполагают, что формирование новых планет может начаться в смещённых полярных дисках, что приведёт к целой популяция смещённых околоземных планет, которые ещё предстоит обнаружить и изучить.

Фото: University of Warwick/Mark Garlick