Открыты необычные спиральные электроны

Группа физиков под руководством Ратгерского университета (США) обнаружила необычную форму электронов, которые вращаются подобно планетам.

Новая частица называется хиральным поверхностным экситоном. Она состоит из частиц и античастиц, связанных вместе и вращающихся вокруг друг друга на поверхности твёрдых тел, как планеты в звёздной системе. Экситоны образуются, когда интенсивный свет падает на твёрдые частицы, выбивая отрицательно заряженные электроны со своих мест и оставляя положительно заряженные дырки. Электроны и дырки напоминают быстро вращающиеся планеты, которые в итоге сближаются по спиральной траектории, уничтожая друг друга менее чем за триллионную долю секунды. При этом они излучают свет, называемый фотолюминесценцией.

Учёные обнаружили хиральные экситоны на поверхности кристалла, известного как селенид висмута. Это бинарное неорганическое соединение можно производить и использовать в электронике при комнатной температуре. Силы, воздействующие на хиральные экситоны, ещё не выявлены до конца, и исследователи собирают информацию для их дальнейшего изучения. Открытие может способствовать разработке продвинутых солнечных элементов, лазеров и электронных дисплеев.

Фото: Hsiang-Hsi (Sean) Kung/Rutgers University-New Brunswick