Астрономы обнаружили скопление тысяч галактик

Низкочастотный радиоинтерферометр LOFAR открыл более 300 000 потенциальных галактик в крошечной части северного неба.

Данные, собранные сетью телескопов Low Frequency Array (LOFAR) в Европе, добавили больше новых объектов в радиоволновую космическую карту (от магнитных полей до чёрных дыр). Невидимая для человеческого глаза Вселенная наполнена низкочастотными волнами, которые создаются ускоряющимися частицами и электромагнитными полями. Чтобы измерить этот радиошум, требуется довольно чувствительное оборудование. Массив LOFAR, состоящий из 20 000 антенн, подобен огромному радиочувствительному глазу на поверхности Земли. В его задачи входит интенсивное исследование ночного неба в северном полушарии на радиочастотах от 120 до 168 мегагерц. Ожидается, что радиоинтерферометр предоставит информацию о множестве новых астрономических явлений.

До настоящего времени было завершено около 20% исследования, а открытый доступ был предоставлен только к 10% данных. Одним из самых значимых открытий оказались 325 694 точки, где свечение радиоволн возрастает минимум в пять раз по сравнению с фоновым шумом. Около 70% этих объектов могут быть связаны с оптическим сигналом, поэтому можно с уверенностью сказать, что точки представляют собой галактики, которые можно добавить в космическую карту. LOFAR обладает чувствительностью, которая позволяет ему видеть джеты чёрных дыр в самых массивных галактиках. Определение местоположения новых галактик не только помогает понять их внутреннюю структуру, но и является ценным инструментом для оценки огромных расстояний между ними.

Фото: Cyril Tasse/Paris Observatory/LOFAR