Физики разгадали загадку изменений внутри атомных ядер

Тщательный анализ данных, проведённый группой физиков CLAS, привёл к открытию универсальной функции, которая описывает EMC-эффект, некогда шокирующее открытие того, что кварки внутри ядер имеют меньшие средние импульсы, чем прогнозируется.

Впервые EMC-эффект был обнаружен чуть более 35 лет назад. Кварки внутри ядра отличались от тех, которые были обнаружены в свободных протонах и нейтронах. В настоящее время существуют две основные модели, которые описывают EMC-эффект. Одна модель заключается в том, что все протоны и нейтроны в ядре (и, следовательно, их кварки) способны изменяться, и все они изменяются одинаково. Другая модель предполагает, что многие протоны и нейтроны ведут себя так, как будто они свободны, в то время как другие вступают в связи ближнего действия и изменяются иначе и очень сильно. Короткодействующие корреляции представляют собой мимолётные связи, образованные между протонами и нейтронами внутри ядра. Когда протон и нейтроны образуют корреляцию, их структуры кратковременно перекрываются. Перекрытие длится всего несколько секунд, прежде чем частицы разойдутся.

Эксперимент с ядрами дейтерия показал, что все ядра модифицируются одинаково, что позволило выявить универсальную модификационную функцию для ближних корреляций в ядрах. Эту функцию применили к ядрам, используемым в измерениях ЕМС-эффекта, и обнаружили, что она одинакова для всех измеренных ядер, которые рассматривались. Новая функция, по мнению учёных, может описать ЕМС-эффект. Если это подтвердится, то физическая картина корреляций ближнего действия как причина ЕМС-эффекта станет ещё одним шагом на пути к объединению двух разных взглядов на ядро атома.

Фото: DOE's Jefferson Lab