Редкая звезда подала признаки жизни после 10 лет покоя

Группа астрономов провела наблюдения за необычным магнетаром, который подал признаки активности после почти десятилетнего молчания.

Магнетары являются нейтронными звёздами с чрезвычайно сильными магнитными полями. Распад магнитных полей в магнетарах приводит к появлению высокоэнергетического электромагнитного излучения (например, в форме рентгеновских лучей или радиоволн). Магнетар XTE J1810–197 (период вращения равен 5,54 секунды) был обнаружен как первый из четырёх известных объектов, излучающих радиоимпульсы. Впоследствии звезда демонстрировала сильно изменяющееся импульсное радиоизлучение до конца 2008 года, когда её радиосигналы прекратились.

Группа астрономов начала наблюдать магнетар в 2009 году с помощью телескопа Ловелла в обсерватории Джодрелл-Бэнк (Великобритания). В декабре 2018 года учёные обнаружили яркий импульсный радиосигнал на частоте 1,52 ГГц от магнетара, что ознаменовало конец почти десятилетия радиомолчания. Согласно исследованию, профиль импульса XTE J1810–197 значительно изменился с момента обнаружения. Исследователи предлагают дальнейшее наблюдение магнетара, чтобы выяснить, будет ли профиль импульса со временем изменяться сильнее.

Фото: ESO/L. Calçada