Новости

Все по науке: как траблшутинг решает транспортные проблемы Москвы

В РАНХиГС состоялась необычная лекция. Директор НИИ «МосТрансПроект» Александр Поляков на пару с собственным голографическим двойником рассказал слушателям о том, как методики траблшутинга (науки о решении сложных задач) совершенствуют транспорт Москвы. 

Лекцию открыла материализовавшаяся в аудитории голограмма Александра Полякова. Цифровой двойник директора МосТрансПроекта рассказал собравшимся о современной профессии траблшутера – человека, эффектно решающего особо сложные и запутанные проблемы. Траблшутеры вступают в дело там, где все остальные опускают руки – и применяют свою креативность, чтобы найти выход из неразрешимых ситуаций.

Во второй половине лекции в аудитории появился настоящий Поляков. Прервав своего цифрового близнеца, он рассказал о том, что траблшутинг – это не только обостренная смекалка и выдающаяся сообразительность. Это – целая наука, со своей методологией, которую изобрели еще в СССР. Она известна многим отечественным инженерам как теория решений изобретательских задач, сокращенно – ТРИЗ. 

«МосТрансПроект» давно взял эту науку на вооружение и активно применяет ее при решении проблем московской транспортной сети. В борьбе за идеальный транспорт НИИ использует широкий набор подходов ТРИЗ: системный, функциональный, структурный, пространственный, временный, материальный и энергетический. 

При обнаружении проблемной ситуации нужно определить ключевой фактор, лежащий в ее основе. 

Александр Поляков рассказал, как этот метод позволил дать отдельным дорогам дополнительную полосу, что значительно облегчило движение. Это удалось сделать за счет переразметки дороги и сужения ширины полос. Дополнительную полосу можно сделать общедоступной, а можно выделить исключительно для общественного транспорта. Пример применения пространственного подхода ТРИЗ можно найти на Каширском  шоссе на участках: Борисовские пруды — улица Кошкина и Ясеневая улица — МКАД . 

Вместо 4 полос стало 5 за счет переразметки.

Другая проблема возникала из-за структурных особенностей дорожного движения. На Х-образном перекрестке двухполосных дорог насчитывается 32 потенциально конфликтные точки, где автомобилям сложно разъехаться. Это не только затрудняет движение, но и мешает пешеходам переходить дорогу. Взяв на вооружение структурный подход ТРИЗ, специалисты предложили организовать на ряде таких улиц одностороннее движение. Таким образом, число конфликтных точек было уменьшено вдвое, а безопасность для пешеходов возросла.

Временной подход ТРИЗ был применен при внедрении пилотного проекта «Умная магистраль».

Речь идет о новом способе управления светофорами. C помощью системы управления транспортными потоками мы можем прогнозировать, с какой скоростью поедет транспорт. Когда мы определяем скорость потока – сможем найти оптимальный режим светофоров. То есть построить для машин «зеленую волну». По ней автомобиль, двигаясь с определенной скоростью (как правило, около 50 км/ч), всегда будет попадать на зеленый сигнал светофора. Эксперимент проводили на Щелковском шоссе, за две недели скорость движения выросла на 12%.

Следуя материальному подходу ТРИЗ, специалисты создали безопасные зоны с умеренной скоростью движения. Применяя функциональный подход, разделили движение по функциям, на примере «грузового каркаса», ограничив движение тяжелых грузовиков в отдельных местах. 

Подводя итоги, Александр Поляков отметил, что научные методы ТРИЗ имеют большой потенциал. Воспользовавшись этим потенциалом, НИИ «МосТрансПроект» уже решило многие транспортные проблемы Москвы – и, конечно, продолжит применять эту науку в дальнейшем.

Читайте также
Испытатель российской вакцины заразился коронавирусом. Препарат не работает?
Испытатель российской вакцины заразился коронавирусом. Препарат не работает?
Большинство считает, что вакцина обязана предотвращать заражение. Но это не так.
Как поймать темную материю
Как поймать темную материю
Темная материя есть даже в вашей комнате, но как ее поймать?
Венера — наша историческая родина?
Венера — наша историческая родина?
Благодаря находке фосфина в облаках Венеры, астрофизики обрели веру в возможность обнаружения внеземной жизни.