Астрономы опровергли неподвижность квазаров

Международная группа астрофизиков обнаружила, что неподвижность квазаров — не более чем миф.

Квазары всегда считались самыми неподвижными объектами звёздного неба, поскольку их удалённость от Земли позволяет использовать их в качестве стабильных ориентиров для навигации. Александр Пушкарев, ведущий научный сотрудник Крымской астрофизической обсерватории и ФИАН, говорит, что «эффект частотно-зависимого сдвига видимого положения квазара был предсказан около сорока лет назад на основании теории синхротронного излучения и вскоре был успешно обнаружен». Исследователи собирались выяснить, действительно ли переменен этот эффект, насколько сильно и на каких масштабах времени. Для точного наблюдения отдалённых объектов в радиодиапазоне используется радиоинтерферометрия со сверхдлинными базами. Этот метод симулирует один гигантский телескоп, состоящий из множества обычных, и собирает информацию о далеком источнике радиоволн с большим разрешением. Оказалось, что координата видимого начала джета, испускаемого квазаром, не стоит на месте, а колеблется вдоль направления джета. Это может говорить о подвижности самого источника джета, однако подобные колебания всегда считались своего рода иллюзией, а ядра квазаров — полностью неподвижными.

Считается, что излучение быстрых электронов объясняет видимое поведение квазаров, но эта модель ничего не говорит о том, как излучение может меняться со временем, как отмечает Александр Плавин, сотрудник лаборатории фундаментальных и прикладных исследований релятивистских объектов Вселенной МФТИ и аспирант ФИАН. Исследователям удалось собрать и обработать достаточно данных, которые позволили обнаружить наличие переменности положений и связать её с физическими процессами в джетах. Оказалось, что кажущийся сдвиг ядра происходит синхронно с увеличением яркости квазара, что может указывать на роль ядерных вспышек в поведении квазара. Данные о наблюдаемых перемещениях квазаров позволят скорректировать астрометрические методы и получить самые точные навигационные системы за всю историю человечества.

Фото: Робин Динель, Институт науки Карнеги