Учёные выяснили, как питаются черви без рта и кишечника

Биологи выяснили, что плоский червь Paracatenula, в организме которого отсутствуют рот и кишечник, вступает в необычные симбиотические отношения с бактериями, живущими внутри него.

После изучения вида Paracatenula учёные выяснили, что этот червь питается за счёт бактерий вида Riegeria. За тысячелетия эта бактерия сократила свой геном настолько, что теперь она выполняет только самые важные функции. Микроорганизмы живут в специальных органах, называемых трофосомами, заполняя основную полость тела червей. Бактерии являются хемосинтетическими и используют реакцию между углекислым газом и сероводородом для производства органических соединений, которые затем питают червей. Эти продукты содержат липиды и белки, а также сахара, жирные кислоты и витамины. До сих пор биологи не встречали ничего подобного ни в одном другом симбиозе. Несмотря на столь ограниченный геном, одна бактерия может продуцировать много разных веществ для своего хозяина.

Симбиотические отношения такого рода часто включают в себя хемосинтез со стороны бактерий, но Riegeria нашли необычный способ передачи питательных веществ хозяину. Во всех других известных организмах хозяин фактически переваривает хемосинтетические бактерии, чтобы получить питательные вещества. Riegeria также используют транспортные белки для доставки питательных веществ, но электронная микроскопия показала, что бактерии выделяют питательные вещества в виде крошечных капель, которые червь может собирать, не причиняя вреда своим симбионтам. Исследователи также отметили, что черви Paracatenula размножаются делением, выращивая новых червей из собственных кусочков.

Фото: Oliver Jäckle/Max Planck Institute for Marine Microbiology