Учёные выяснили, почему магнитный полюс Земли движется рывками

Команда геофизиков смогла вычислить, почему Северный магнитный полюс Земли смещается быстрыми рывками.

Магнитное поле Земли защищает планету от смертельного солнечного излучения. Без этой защиты солнечные ветры могли бы лишить нашу планету океанов и атмосферы. Но магнитное поле не является статичным. Исследователи выяснили, что Северный магнитный полюс Земли, не совпадающий с географическим севером, движется на север в среднем примерно на 48 километров каждый год. Это движение сделало модель магнитного поля, по которой сверяются компасы, GPS и навигационные системы на самолётах и ​​кораблях, неточной. Теперь авторы нового исследования предположили, почему именно магнитный полюс может двигаться и как предсказать его сдвиги.

До сих пор прогнозирование сдвигов магнитного поля было сложной задачей. Геофизики из Института физики Земли в Париже и Технического университета Дании попытались смоделировать физические условия ядра Земли, заставив суперкомпьютеры сделать вычисления на 4 миллиона часов. Было известно, что движение тепла из глубин планеты наружу может влиять на магнитное поле примерно на 9 километров в год. Но исследователи обнаружили, что иногда в ядре попадаются карманы жидкого железа, которые оказываются намного теплее и легче, чем окружающая жидкость. Если разница между горячими, менее плотными карманами жидкости и более холодными и плотными зонами велика, тёплая жидкость поднимается быстрее, и это движение вызывает магнитные волны, которые смещаются к поверхности ядра, вызывая геомагнитные толчки.

Новая модель смещения магнитного полюса могла бы решить проблему погрешности, помогая предсказать, как может двигаться магнитное поле Земли. Специалисты предполагают, что в течение следующих нескольких лет они смогут вычислить прошлые рывки полюса и предсказать будущие изменения с высокой точностью.

Фото: Aubert et al./IPGP/CNRS Photo library