3D-реконструкция многоножки помогла открыть новый подотряд

Трёхмерная реконструкция окаменелости многоножки, обнаруженной в куске янтаря, позволила биологам описать совершенно новый подотряд.

Многоножка длиной всего 8,2 миллиметра была обнаружена в бирманском янтаре, возраст которого оценивается в 99 миллионов лет. Используя микрокомпьютерную томографию следующего поколения и новейшее программное обеспечение для рендеринга и обработки изображений, учёные пришли к выводу, что ископаемая многоножка относится к отряду Callipodida. Однако морфология насекомого была настолько необычной, что специалисты из болгарского Национального музея естественной истории и немецкого Музея зоологических исследований вынуждены были пересмотреть существующую классификацию многоножек и представить новый подотряд.

Для анализа вида и подтверждения теории учёные использовали 3D-рентгеновскую микроскопию для разрезания ископаемого образца и изучения мельчайших деталей его анатомии, которые обычно не сохраняются в окаменелостях. Идентификация многоножки позволила предположить, что эта группа возникла около 100 миллионов лет назад. Исследуемое членистоногое было далеко не единственным экземпляром, обнаруженным в янтарном месторождении. Образец был найден среди 529 экземпляров многоножек, но оказался единственным представителем нового подотряда. По словам специалистов, благодаря новейшим технологиям у учёных появилась возможность реконструировать насекомых целиком и наблюдать мельчайшие морфологические признаки, которые редко сохраняются в окаменелостях.

Фото: Leif Moritz