Химики выяснили, как кислота ведёт себя в космосе

Исследователи из Германии изучили, как кислоты взаимодействуют с молекулами воды при чрезвычайно низких температурах.

Используя спектроскопический анализ и компьютерное моделирование, специалисты Рурского университета в Бохуми выяснили, будет ли соляная кислота вступать в реакцию с водой в условиях подобных тем, которые встречаются в межзвёздном пространстве. Результаты показали, что, если соляная кислота вступает в контакт с молекулами воды в нормальных условиях и при комнатной температуре, кислота немедленно выделяет протон и образует едкий раствор. Исследовательская группа хотела выяснить, возможна ли химическая кислотно-щелочная реакция в экстремальных условиях межзвёздного пространства.

Исследователи провели химическую реакцию в капле сверхтекучего гелия, чтобы воспроизвести экстремально низкие температуры в лаборатории. Процесс контролировался с помощью специального типа инфракрасной спектроскопии, который может обнаружить молекулярные колебания с низкими частотами. Компьютерное моделирование позволило учёным интерпретировать результаты эксперимента. Результаты показали, что химическая реакция зависит от порядка встречи молекул. Если к кислоте добавляли молекулы воды, то реакция протекала без отклонений. Если последовательность встречи молекул была другой, реакция не протекала вообще. Учёные предполагают, что результаты исследования можно применить к другим кислотам и выявить основной принцип химии в ультрахолодных условиях.