Астрофизики выяснили, как умирают галактики

Учёные впервые обнаружили невероятно редкий тип квазаров, который может фундаментально изменить наше понимание того, как умирают галактики.

На 234-м заседании Американского астрономического общества специалисты из Канзасского университета (США) рассказали об открытии так называемых холодных квазаров — невероятно ярких, умирающих галактик в самых дальних уголках космоса. Квазары представляют собой гигантские сверхмассивные чёрные дыры, окружённые огромным количеством газа и пыли, что делает их намного ярче обычных галактик. Такие квазары создаются, когда две галактики сталкиваются, а их чёрные дыры сливаются. Например, наш Млечный Путь столкнётся с галактикой Андромеда через миллиарды лет. Астрономы полагают, что такое событие приводит к смерти галактики.

Учёные изучили небо с помощью рентгеновских и инфракрасных телескопов и обнаружили 22 квазара на расстоянии от 6 до 12 миллиардов световых лет. Они выглядят так, словно переживают последние этапы своей жизни, однако по-прежнему излучают яркую инфракрасную подпись, свидетельствующую о большом количестве пыли и холодного газа. Исследователи полагают, что эти квазары должны напоминать пончик: в середине должна наблюдаться пустота, поскольку квазар выбросил в космос большую часть газа и пыли. По словам экспертов, такие галактики очень редки, поскольку находятся в короткой переходной фазе — всего около 10 миллионов лет. Холодные квазары настолько необычны, что их открытие является важным шагом в изучении жизненного цикла галактик.

Фото: Michelle Vigeant