Астрофизики выяснили, как умирают галактики

Учёные обнаружили невероятно редкий тип квазаров, который может изменить наше понимание того, как умирают галактики

Учёные впервые обнаружили невероятно редкий тип квазаров, который может фундаментально изменить наше понимание того, как умирают галактики.

На 234-м заседании Американского астрономического общества специалисты из Канзасского университета (США) рассказали об открытии так называемых холодных квазаров — невероятно ярких, умирающих галактик в самых дальних уголках космоса. Квазары представляют собой гигантские сверхмассивные чёрные дыры, окружённые огромным количеством газа и пыли, что делает их намного ярче обычных галактик. Такие квазары создаются, когда две галактики сталкиваются, а их чёрные дыры сливаются. Например, наш Млечный Путь столкнётся с галактикой Андромеда через миллиарды лет. Астрономы полагают, что такое событие приводит к смерти галактики.

Учёные изучили небо с помощью рентгеновских и инфракрасных телескопов и обнаружили 22 квазара на расстоянии от 6 до 12 миллиардов световых лет. Они выглядят так, словно переживают последние этапы своей жизни, однако по-прежнему излучают яркую инфракрасную подпись, свидетельствующую о большом количестве пыли и холодного газа. Исследователи полагают, что эти квазары должны напоминать пончик: в середине должна наблюдаться пустота, поскольку квазар выбросил в космос большую часть газа и пыли. По словам экспертов, такие галактики очень редки, поскольку находятся в короткой переходной фазе — всего около 10 миллионов лет. Холодные квазары настолько необычны, что их открытие является важным шагом в изучении жизненного цикла галактик.

Фото: Michelle Vigeant