Найден самый древний пример слияния галактик

Телескоп ALMA обнаружил две галактики, которые можно назвать самым древним примером галактического слияния.

Специалисты университета Васэда (Япония) использовали комплекс радиотелескопов ALMA для наблюдения объекта B14-65666, расположенного в 13 миллиардах световых лет от Земли в созвездии Секстанта. Свет объекта, который дошёл до Земли только сегодня, начал своё путешествие 13 миллиардов лет назад. Другими словами, сейчас можно увидеть, как галактика выглядела 13 миллиардов лет назад (почти через 1 миллиард лет после Большого взрыва). Данные ALMA позволили обнаружить радиоизлучение от кислорода, углерода и пыли. Это самая древняя галактика, от которой астрономам удалось обнаружить сразу три этих сигнала. Анализ данных показал, что выбросы делятся на две группы и исходят от двух разных объектов. Команда учёных смогла доказать, что оба объекта фактически образуют единую систему, но имеют разные скорости. Это указывает на то, что B14-65666 представляет собой две галактики в процессе слияния. Это самый ранний известный пример объединения галактик.

Исследовательская группа подсчитала, что общая звёздная масса B14-65666 составляет менее 10% массы Млечного Пути. Это означает, что новообразовавшаяся галактика находится на самых ранних стадиях своей эволюции. Несмотря на свою молодость B14-65666 производит звёзды в 100 раз активнее, чем Млечный путь. Такое активное звездообразование является ещё одной важной характеристикой слияний галактик, поскольку сжатие газа в сталкивающихся галактиках естественным образом провоцирует интенсивное звездообразование.

Фото: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), NASA/ESA Hubble Space Telescope, Hashimoto et al.