Генетики выяснили, что у глаз кальмара и ног человека есть кое-что общее

Исследование показало, что за формирование глаз у кальмара и ног у человека отвечают одни и те же гены.

Кальмары, осьминоги и другие головоногие эволюционировали тем путём, который очень сильно отличается от эволюции позвоночных. Но обе ветви развили сложную зрительную систему, которая полагается на хрусталик глаза, чтобы сфокусировать свет. Эта независимая эволюция озадачивала биологов и служила материалом для многих исследований. Теперь эволюционные биологи обнаружили, что гены, которые определяют формирование ног у людей и других позвоночных, также определяют развитие хрусталика глаза у кальмаров. По словам учёных, открытие является ещё одним примером того, как природа распределяет функции генома, заставляя гены, используемые для одной цели, выполнять другую работу.

Хрусталик глаза кальмара формирует очень длинные мембраны, выступающие наружу, а специализированные глазные клетки образовывают плотный шарик. Наши хрусталики на самом деле являются деградировавшими клетками, заполненными прозрачным белком. Эксперты тщательно проследили, какие гены отвечают за формирование хрусталика у эмбрионов кальмара вида Doryteuthis pealeii. Оказалось, что генная регуляторная сеть для прорастания конечностей работает и для развития глаза кальмара. Химическое вещество, которое естественным образом ингибирует эту сеть во многих организмах, не позволило хрусталику глаза сформироваться.

Фото: Koenig Lab