Две звезды вращаются вокруг друг друга с рекордной скоростью

В 7800 световых годах от Земли были обнаружены две мёртвые звезды, вращающиеся вокруг друг друга с рекордной скоростью. Их орбита настолько близка к Земле, что астрономы ожидают обнаружить гравитационные волны звёздной пары в течение нескольких лет.

Двойная звезда состоит из двух белых карликов и названа ZTF J1539 + 5027 или J1539. Её орбитальный период составляет всего лишь 6,91 минуты, а вся система может поместиться внутри Сатурна. Белые карлики представляют собой тип мертвых звёзд, которые при жизни имели массу, превышающую массу Солнца примерно в 10 раз. Две звезды в J1539 уже превратились в белых карликов. Одна из них сжала 60% массы Солнца в ядро ​​размером с Землю. Масса второй составляет около 20% Солнца, но она больше своего спутника, поскольку менее плотная. Более низкая плотность и масса также означают, что эта звезда менее яркая, поэтому во время прохода между Землёй и своим более ярким спутником звезда полностью скрывает последний. Именно так астрономы нашли двойную звезду, анализируя данные прибора Zwicky Transient Facility (ZTF) в Паломарской обсерватории.

Близость звёзд к друг другу означает, что они уже распространяют гравитационные волны в космос. Но исследователи пока не могут обнаружить эти волны с помощью современного оборудования. Однако астрономы считают, что находящаяся в стадии разработки Улучшенная космическая антенна, использующая принцип лазерного интерферометра (eLISA), и другие космические детекторы гравитационных волн изменят это. Система eLISA будет запущена после 2034 года, поэтому у учёных ещё есть время, чтобы найти другие потенциальные источники гравитационных волн. Пока ожидается, что J1539 будет самым сильным сигналом в небе, который eLISA сможет обнаружить.

Фото: Caltech/IPAC