Астрономы расшифровали странную рентгенограмму нейтронной звезды

Исследователи обнаружили редкую систему рентгеновских всплесков, исходящих от нейтронных звёзд на расстоянии в 16 300 световых лет.

Звёздная система MAXI J1621-501 впервые была открыта 9 октября 2017 года в данных обзора орбитальной обсерватории Swift. Странная точка в космосе отличалась непредсказуемыми вспышками рентгеновских лучей. Исследователи предположили, что двойная система содержит как обычную, так и нейтронную звезду или чёрную дыру. И нейтронные звезды, и чёрные дыры могут создавать непредсказуемые рентгенограммы, поскольку они поглощают вещество от своих спутников-компаньонов. В чёрных дырах рентгеновские лучи исходят от вещества, ускоряющегося до предельных скоростей и создающего сильное трение при падении к гравитационному колодцу. В нейтронных звёздах рентгеновские лучи исходят от термоядерных взрывов на их поверхности. Авторы работы показали, что рентгеновские вспышки MAXI J1621-501 исходят от термоядерных взрывов на поверхности нейтронной звезды. Термоядерные взрывы следовали схеме, которая повторяется каждые 78 дней.

Скорее всего, вихревой диск вокруг нейтронной звезды колеблется с точки зрения Земли, как вершина, которая может опрокинуться. Иногда колебание помещает между нейтронной звездой и Землёй большую часть диска, а иногда — меньшую. Мы не можем видеть сам аккреционный диск, но колебание заставляет его проявляться между нами и звездой каждые 78 дней, что и создаёт модель, наблюдаемую астрономами. Астрономы наблюдали за MAXI J1621-501 в течение 15 месяцев после открытия 2017 года и увидели, что схема повторяется 6 раз. Пока колеблющийся диск остаётся лучшим объяснением странной рентгенограммы из космоса.

Фото: NASA