Одноклеточные организмы способны к обучению

Исследователи из Израиля и Испании обнаружили, что одноклеточные организмы способны учиться и сохранять воспоминания.

Исследование было проведено учёными из Национального института биотехнологии в Негеве​ (NIBN, Израиль) и Университета Страны Басков (Испания). В команду входили нейробиологи, математики, онкологи и патологи. Более 100 лет назад российский физиолог Иван Петрович Павлов открыл основы ассоциативного обучения животных, проведя серию экспериментов, которые показали, что собаки учатся ассоциировать сигналы (например, определённые звуки) с едой. До сих пор ассоциативное обучение было обнаружено у огромного количества разных существ, от моллюсков до людей, но никогда ещё не наблюдалось у одноклеточных организмов. Израильско-испанские исследователи впервые продемонстрировали, что микроорганизмы амёбы-протеи также способны к ассоциативному обучению.

Исследователи поместили амеб в электрическое поле, где пища была расположена только на положительном полюсе. Большинство амёб переместились в сторону пищи, хотя для этих микроорганизмов естественно перемещаться на отрицательный полюс электрического поля. Даже после того, как пищу убирали из зоны положительного полюса, амёбы продолжали сдвигаться к нему, потому что «помнили» о своём предыдущем опыте. Исследователи объяснили, что память у одноклеточных существ хранится в сложных сетях белков и часто изменяется в зависимости от окружающей среды. Эксперимент открывает новую эру изучения механизмов адаптации клеток к окружающей среде, что может способствовать лучшему пониманию важных биологических процессов человеческого организма.