Впервые найден элемент, рождённый при взрыве килоновой

Впервые тяжёлый элемент (стронций) был обнаружен в космосе после слияния двух нейтронных звёзд.

Значимое открытие было обнаружено спектрографом X-shooter на Очень Большого Телескопа (VLT). Следы стронция подтверждают, что более тяжёлые элементы во Вселенной могут образовываться в результате слияния нейтронных звёзд. Обнаруженные в 2017 году гравитационные волны, оказались результатом слияния нейтронных звёзд системы GW170817. Гипотеза о том, что при столкновениях нейтронных звёзд формируются тяжёлые элементы, была не нова, и астрономы надеялись найти сигнатуры этих элементов в килоновых. Команда европейских исследователей изучила систему GW170817, используя данные инструмента X-shooter VLT.

X-Shooter исследовал GW170817 в разных спектрах — от ультрафиолетового до инфракрасного. Первоначальный анализ этих спектров предполагал наличие тяжелых элементов в килоновых, но до сих пор астрономы не могли определить точное присутствие отдельных элементов. Теперь путём повторного анализа данных за 2017 год исследователи определили сигнатуру стронция, что подтвердило старую гипотезу о создании элементов во Вселенной. Слияние GW170817 стало пятым обнаруженным источником гравитационных волн, что стало возможно благодаря лазерному интерферометру Гравитационно-волновой обсерватории (LIGO) в США и интерферометру VIRGO в Италии.

Фото: ESO/L. Calçada/M. Kornmesser