Физики раскрыли секрет космических «бакиболов»

Учёные долго были озадачены существованием в межзвёздном пространстве так называемых «бакиболов» — сложных углеродных молекул со структурой, похожей на футбольный мяч. Теперь команда исследователей из Аризонского университета описала предполагаемый механизм их формирования.

Углерод 60 (C60), официально названный бакминстерфуллереном, представляет собой сферические молекулы, состоящие из 60 атомов углерода, которые организованы в пятичленные и шестичленные кольца. Считалось, что их формирование возможно только в лабораторных условиях, пока «бакиболы» не обнаружились в космосе. Исследователи также были удивлены, обнаружив, что «бакиболы» состоят из чистого углерода. В лаборатории C60 производится из чистых источников углерода (графит). В космосе C60 был обнаружен в планетарных туманностях, которые являются остатками умирающих звёзд. Здесь содержится 10000 молекул водорода на каждую молекулу углерода, а любой водород должен разрушать синтез фуллерена.

Группа учёных начала исследовать C60 после того, как выяснилось, что просвечивающий электронный микроскоп (ТЕА) достаточно хорошо имитирует среду планетарной туманности. Физики поместили карбид кремния (пыль, которая образуется в звёздах) в среду низкого давления ТЕА, подвергли его воздействию температур до 1830 градусов по Фаренгейту и облучили его высокоэнергетическими ионами ксенона. Кремний оставил слои углерода в шестичленных кольцевых формах (графит). Затем пятичленные и шестичленные кольца образовали сферические структуры, соответствующие диаметру C60. Таким образом, новая работа предполагает, что C60 формируется из пыли карбида кремния, образованной умирающими звёздами, под воздействием высоких температур, ударных волн и высокоэнергетических частиц.

Фото: NASA/JPL-Caltech