Генетики выяснили, как позвоночные стали хищниками

Учёные из Калифорнийского технологического института выяснили, что организм миног содержит важную информацию об эволюционном успехе позвоночных.

У рыб, подобных угрю, нет челюсти, но миноги являются самыми примитивными позвоночными на Земле, и их сравнение с более развитыми позвоночными может дать представление об эволюции хищников. Специалисты Калифорнийского технологического института обнаружили, что популяция эмбриональных стволовых клеток, называемая клетками нервного гребня, может объяснить, каким образом позвоночные хищники развили голову с мощными челюстями. Клетки нервного гребня возникают в развивающейся центральной нервной системе, а затем мигрируют по всему эмбриону. Они играют важную роль в развитии челюстей и других важных компонентов головы и лицевой части черепа. Это делает нервный гребень хорошим кандидатом на главную роль в развитии головы позвоночных.

По словам учёных, миноги похожи на живые окаменелости, и их часто используют, чтобы угадать, как могли выглядеть первобытные позвоночные. Сравнение генетического строения нервного гребня миноги с куриным эмбрионом позволило обнаружить, что в клетках нервного гребня миноги отсутствуют важные гены, которые присутствуют в головном нервном гребне птиц и млекопитающих. Эти гены были необходимы для создания таких эволюционно продвинутых структур, как челюсть. Генетическая программа, которая привела к формированию полноценной челюсти хищника (например, акулы), была создана путём постепенного добавления генов в набор нервного гребня по мере того, как развивалось эволюционное древо позвоночных.

Фото: Megan Martik