Космический гамма-всплеск побил рекорд по яркости

Гамма-всплеск в далёкой галактике побил рекорд по яркости, высвободив столько энергии, сколько выдаёт Солнце за 10 миллиардов лет.

В открытии под руководством исследователей из Университета Кертин в Западной Австралии приняли участие более 300 учёных со всего мира. Короткий, но очень мощный космический взрыв побил рекорд по яркости света, когда-либо виденного с Земли. Гамма-всплески являются самыми энергетически сильными событиями во Вселенной и самыми массовыми со времён Большого взрыва. Обычно они происходят так далеко, что их можно обнаружить только тогда, когда лучи гамма-всплеска направлены прямо на Землю. Исследователи предполагают, что такие всплески вызваны взрывом массивной звезды, которая превращается в сверхновую.

Рекордный гамма-всплеск находился на расстоянии в 7 миллиардов световых лет, и за несколько секунд сгенерировал больше энергии, чем Солнце за 10 миллиардов лет. Этот всплеск достиг Земли 14 января 2019 года и был обнаружен двумя космическими спутниками: Обсерваторией Нила Герилса (Университетский колледж Лондона) и Космическим гамма-телескопом Ферми. Взрыв был назван GRB 190114C, и в течение 22 секунд его координаты были отправлены астрономам по всему миру. Впервые за 46 лет настолько высокоэнергетическое излучение было обнаружено в результате гамма-всплеска. Исследователи надеются, что этот уникальный случай поможет понять физические процессы, которые приводят к таким ярким взрывам и появлению чёрных дыр.

Фото: DESY/Science Communication Lab; NASA / ESA / V. Acciari et al., Nature, 2019