Ученые смоделировали взрыв звезды в лабораторных условиях

И нашли объяснение его ассимметричности.

Создав в лабораторных условиях экстремально сильное магнитное поле, ученые показали, что ударные волны в нем вытягиваются в одном направлении, что объясняет несферическую форму остатков сверхновых.

Результаты исследования опубликованы в Astrophysical Journal, кратко о них пишет РИА «Новости».

Жизнь звезды заканчивается взрывом сверхновой. Ударные волны при этом распространяются на расстояние в тысячи световых лет. Если исходить из того, что при взрыве энергия рассеивается во все стороны равномерно, остатки сверхновых должны были бы быть сферически симметричными. Тем не менее, большинство из них осесимметричные или бочкообразные, то есть вытянутые вдоль одной оси.

Ученые выдвигали различные гипотезы, чтобы объяснить этот феномен.

Астрофизики из парижской Политехнической школы под руководством Пола Мейби совместно с британскими коллегами из Оксфордского университета, Центра имени Гельмгольца Дрезден-Россендорф (HZDR) в Германии и Французской комиссии по альтернативной энергии и атомной энергии (CEA) решили проверить одну из гипотез, которая предполагает, что ударные волны от звездных взрывов в сильном магнитном поле принимают преимущественное направление, так как физические и химические свойства межзвездной среды под действием магнитогидродинамических шоков меняются.

С помощью мощных импульсных лазеров ученые практически воспроизвели этот астрофизический процесс. В качестве прототипа ученые взяли объект G296.5 + 10.0, который легко наблюдать в телескопы с поверхности Земли.

С помощью катушки Гельмгольца, разработанной и построеной учеными  Дрезденской лаборатории сильных магнитных полей и Института радиационной физики создали однородное магнитное поле примерно в двести тысяч раз более сильное, чем земное — до 10 Тесла. Так же в лаборатории разместили генератор импульсов высокого напряжения.  Ранее такие условия никогда в лаборатории не воспроизводились.

Астрофизики обнаружили, что в экстремально сильном магнитном поле генерируемая лазером взрывная волна становится вытянутой и расширяется в одном направлении, причем этом главная ось волны совпадает с направлением однородного магнитного поля.

Это подтверждает гипотезу о том, что осесимметричная форма остатков сверхновых связана с действием магнитного поля.

Исследователи планируют продолжить лабораторные исследования для определения силы и направления магнитных полей во Вселенной.

Ранее была найдена «сверхдревняя» сверхновая.

Иллюстрация: абстрактная вспышка, Shutterstock.