Стало известно, чем современные подростки отличаются от советских

Молодое поколение «лучше» или «хуже»?

Российские ученые выяснили, что отличает современного подростка от советского, сообщает РИА «Нвости» со ссылкой на  исследование Психологического института Российской академии образования.

Сравнение психологических характеристик провели с разницей в 30 лет — в 1989 и в 2019 году, в исследованиях принимали участие люди 1974 и 2004 года рождения соответственно.

«Для изучения психологической и социальной зрелости подростков, завершающих основной этап школьного образования, мы выбрали те параметры личностного развития, которые отражают меру взрослости человека, его ориентированность на будущую самостоятельную жизнь, его представления о желаниях и возможностях, его готовность учиться и совершенствоваться», — отметила заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института Алла Андреева. Это самооценка, уровень ответственности, эмоциональное отношение к учебе, мотивация, самоощущение психологического возраста, основания и мотивация выбора образования и жизенной стратегии и «общий уровень притязаний личности». 

Исследование показало, что нынешние подростки более амбициозны, стремятся к достижению более высоких целей, выше ценят и больше уважают себя. «Они научились понимать, что к чему. У них более высокая познавательная активность, и современная школа научилась понимать их намного лучше. Особенно, мне кажется, велика тут роль дополнительного образования — у нас оно одно из лучших в мире», — поясняет директор Психологического института Павел Сергоманов.

Нынешние подростки, в отличие от своих родителей, предпочитают перекладывать отвтственность на других. По словам исследователей, это самое существенное отличие. «Это свидетельствует не только об их неготовности к принятию важных жизненных решений, но и о том, что современное общество и не требует от детей личной ответственности, максимально ограждает их от самостоятельности и инициативных действий. В этом смысле современные подростки адекватны обществу, в котором они растут, равно как и советские подростки были адекватны требованиям своего общества», — объяснила заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института Алла Андреева.

Кроме того, сейчас, заметно возросла и мотивация личных желаний, но желаний для ближайшего окружения стало заметно меньше. «Что касается советских подростков, то, конечно, массовая идеология другого социально-экономического строя оказывала свое влияние — "прежде думай о Родине, а потом о себе". Не берусь оценивать, насколько это лучше или хуже», — подчеркнул Сергоманов.

Кроме того, современные подростки предпочитают жить «здесь и сейчас», выяснили исследователи. «Жить в настоящем предпочитают свыше 40 процентов респондентов, что, по-видимому, также соответствует тенденции удлинения подросткового периода, отмечаемой многими современными исследователями. Они рассматривают свой нынешний возраст как мораторий на принятие "взрослых" решений, к которым они не готовы, говорят о том, что переживают сейчас лучшие годы своей жизни», — рассказала Андреева.

Школьники 1980-х годов относились к среднему образованию как к «школьной скуке», тогда как у сегодняшних девятиклассников отношение более противоречивое и эмоционально насыщенное. При этом современные подростки стали более любознательны и активны в познавательной деятельности, что, по мнению Андреевой связано тем, что «рост требований к профессиональной компетентности сформировал в общественном сознании представление о том, что определение своего места в жизни находится в тесной связи с уровнем и качеством общего и профессионального образования, готовностью осваивать новые знания и умения».

Фото: Shutterstock

 

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации