Младенцы начинают мыслить абстрактно уже в 15 месяцев: исследование

Младенцы сами «ловят» смысл новых слов по контексту разговора и не ждут, пока взрослые покажут на предмет.
Erhan Inga/Shutterstock/FOTODOM

Ученые из Северо-Западного университета (США) и Гарвардского университета впервые показали, что 15-месячные младенцы способны сформировать ментальное представление о новом слове, даже если соответствующий объект спрятан. Результаты опубликованы в журнале PLOS One.

В естественных разговорах слова часто встречаются в отсутствие предметов, к которым они относятся. Старший автор Сандра Ваксман отмечает:

«Для успешного изучения слов не обязательно, чтобы ребёнок видел объект прямо перед собой».

Чтобы проверить это, исследователи привлекли 134 младенца — по 67 детей в возрасте 12 и 15 месяцев — и провели трехэтапный эксперимент. Сначала малыши слышали знакомые слова («яблоко», «банан», «виноград») и видели соответствующие картинки. Затем при предъявлении нового слова (например, экзотического фрукта «папайя») изображение было скрыто. Наконец, на экране появлялись два новых изображения — папайя и совсем незнакомого предмета (например, венчика) — и тестировщики спрашивали малыша: «Где папайя?»

Оказалось, что 15-месячные дети значительно дольше смотрели на правильный фрукт, чем на незнакомый предмет, хотя они никогда не видели ни папайю, ни венчик в паре с этим словом. 12-месячные младенцы такого эффекта не продемонстрировали. Это свидетельствует о том, что к полутора годам дети уже умеют использовать лингвистический контекст для вывода смысла нового слова и мыслить абстрактно.

«15-месячные спонтанно строят "суть" значения слова на основе разговорных подсказок», — объясняет Ваксман.

Ученые предполагают, что у годовалых малышей еще слишком скуден словарный запас, чтобы опираться на знакомые контексты, тогда как в 15 месяцев язык уже достаточно освоен для таких абстрактных выводов.

Это открытие проливает свет на ранние механизмы освоения речи: оно показывает, что младенцы не пассивно ждут, пока взрослые укажут на предмет, а активно используют знакомые слова и общие темы разговора, чтобы строить модель значения новых слов.

«Даже если объект скрыт, дети воспринимают то, что слышат, и формируют устойчивое представление о значении слова», — подчеркивает Ваксман.

Авторы подчеркивают, что в естественной жизни малыши постоянно сталкиваются с незнакомыми словами вне видимого контекста — при семейных беседах, чтении книг или во время прогулок и умеют извлекать из таких ситуаций ценные семантические выводы.

«Когда мы слышим новые слова, мы не упускаем шанс углубиться в их значение — и младенцы тоже», — заключает Ваксман.

Это исследование дает ключ к разработке более эффективных методик раннего обучения речи и расширяет наши представления о том, как человеческий разум создает ментальные образы того, чего не видит напрямую.

Различают ли младенцы добро и зло? Отвечает крупный эксперимент

Младенцы на самом деле учат язык раньше, чем все думали