«Переводчики с дельфиньего» получили $100 000 за прорыв в межвидовой коммуникации

Присуждена премия Дулиттла за расшифровку языка животных.
Andrea Izzotti/Shutterstock/FOTODOM

Может ли роботизированная рука помахать каракатице — и получить ответ? Что означают дельфиньи свисты? И зовут ли обезьяны друг друга по имени незаметно для нас? Это лишь некоторые из вопросов, над которыми работали финалисты ежегодной премии Дулиттла — награды в $100 000 за первые прорывы в межвидовой коммуникации с помощью искусственного интеллекта.

Изначально идея Coller Dolittle Challenge — пятилетнего конкурса с призовым фондом до $10 миллионов для первой команды, которая достигнет настоящего двустороннего общения с животными — родилась из скептицизма нейроэколога Тель-Авивского университета Йосси Йовеля.

Теперь он настроен куда оптимистичнее: «Сейчас у нас гораздо лучше инструменты. Поэтому сейчас самое время пересмотреть многие прежние предположения о двусторонней коммуникации в мире животных».

Финалисты премии поделились с журналом Science подробностями о своих проектах.

Каракатицы: «инопланетный» язык жестов

Фото: Richard Whitcombe/Shutterstock/FOTODOM

У каракатиц (Sepia officinalis и S. bandensis) нет ушей и голоса, но они, похоже, компенсируют это своеобразным языком жестов. Когда им показывают видео сородичей, машущих щупальцами, они машут в ответ.

«Каракатицы — это, наверное, самое близкое к инопланетянам, что у нас есть. Они беспозвоночные, но обладают поразительно сложным поведением. Их способность ощущать колебания воды удивительно похожа на наш слух. Наша улитка и волосковые клетки внутреннего уха — по сути, адаптация той же древней системы. В каком-то смысле мы до сих пор носим в голове немного морской воды», — рассказал вычислительный нейробиолог Питер Нери из Высшей нормальной школы в Париже.

Соловьи: 200 песен в репертуаре

Соловьи (Luscinia megarhynchos) обладают невероятным вокальным диапазоном: у каждой особи может быть до 200 уникальных песен. Эти маленькие, невзрачные птицы отвечают на искусственные свисты ученых, подстраивая высоту и ритм.

«Песни соловьев состоят из уникальных слогов. Наша ИИ-система группирует их по звуковой структуре, что вручную заняло бы месяцы. Это раскрывает паттерны, которые мы раньше просто не замечали», — признался невролог Ян Клеменс из Европейского института нейронаук в Гёттингене.

Дельфины: «имена» и «детский лепет»

Дельфинов (Tursiops truncatus) отличает сложная коммуникация. Они используют «детский лепет» с детенышами и называют друг друга уникальными свистами — аналогами человеческих имен.

«[Дельфины], которых мы изучаем во Флориде, отслеживаются десятилетиями. Это дает нам записи с известными особями, что критически важно для понимания, работают ли их общие свисты как слова. Сейчас ИИ классифицирует свисты, но мы надеемся, что алгоритмы также помогут отслеживать дельфинов в реальном времени, связывая звуки с их местоположением и окружением», — пояснила биолог Лаэла Сайиг из Океанографического института Вудс-Хоул.

Игрунки: обезьянки с именами

Фото: Danny Ye/Shutterstock/FOTODOM

Игрунки (Callithrix jacchus) — крошечные обезьяны Нового Света, чьи пронзительные крики сравнимы с сигналом пожарной сигнализации, если оказаться рядом с ней. Как и у дельфинов, у них, похоже, есть «имена» — уникальные визги.

«Мы только начали разрабатывать языковую модель для игрунков, — сообщил нейробиолог Давид Омер из Еврейского университета в Иерусалиме. — Идея в том, чтобы предсказывать следующий крик на основе предыдущих — как ИИ предсказывает следующее слово в предложении. Если найдем устойчивую структуру — это может указывать на подобие грамматики».

Когда мы поймем язык животных?

«Если речь о полноценном переводе — вряд ли. Но если о структурированном обмене сигналами в их мире — это может случиться уже через несколько лет», — надеется Омер.

Может статься, впрочем, что и переводить-то особо не придется. «Я не думаю, что животные говорят предложениями, но они выражают идеи: "Я здесь", "Я в порядке", "Мне плохо". К пониманию на таком уровне мы уже близки», — пояснила поведенческий нейробиолог Даниэла Валлентин из Института биологического интеллекта Макса Планка, которая занимается соловьями.

Что это было?

И тем не менее животным удалось удивить экспериментаторов.

«Самцы [дельфинов] образуют пары и зовут друг друга [фирменными] свистами, если разлучаются. Но однажды мы тестировали оборудование и проиграли такой свист, когда пара была вместе. Они ответили совершенно новым звуком, который мы еще не слышали — мы назвали его "WTF-свист", потому что он звучал как: "Что за черт?!"» — рассказала Сайиг.

«Одна каракатица сбежала в большой аквариум. Я думала, с концами. Но когда я снова запустила эксперимент с видео жестов, она вернулась, забралась на камень, уставилась на меня и начала махать. Будто понимала, что мы делаем, и хотела участвовать», — добавила поведенческий биолог Софи Коэн-Боденес из Вашингтонского университета в Сент-Луисе.

Подписывайтесь и читайте «Науку» в Telegram