Антон Войцеховский: о режимных объектах, вениках и космодромах
Ведущий «EXпериментов» Антон Войцеховский побывал на «Радио Москвы» и дал интервью ведущим программы «Все свои» Наталье Лисицыной и Игорю Игореву. Речь шла о том, насколько трудно снимать фильмы без коптера, как проникнуть на режимный объект и почему научная журналистика никогда себя не исчерпает. Мы публикуем фрагмент беседы: Антон, вы сами придумываете темы для своих выпусков? По-другому не получается. Если мне кто-то будет давать темы, я быстро скисну, потому что это выжигающая профессия, нужно вкладывать в нее душу. Если она тебя не торкает, ты выгоришь за один-два года. С какими сферами науки вы работаете? Со всеми, от ракет до растений. В научно-популярной журналистике нет ограничений, этим она меня и привлекает. Могу рассказывать о чём угодно, вчера про веники, сегодня про пластики — и это всегда интересно. И про технологии? Да, этим мужская научно-популярная журналистика отличается от женской. Девушки любят про людей, медицину, про все человеческое, а мальчики любят про гаджеты, машины, про то, что двигается, дымит, ездит. Вы как-то писали, что хотите снять фильм о космодромах. Удалось? Удалось. Первый космодром находился во Французской Гвиане, в Южной Америке. Это самый близкий к экватору космодром, самый коммерческий и самый востребованный. Так называемых стационарных космодромов более 37. Но что считать космодромами? Любая подводная лодка с баллистическими ракетами – это космодром. Есть заброшенные, а действующих 10-12. Я посетил Плисецк, Восточный, Байконур, Французскую Гвиану. Несмотря на внешние различия, принцип устройства у всех примерно одинаковый. Самый большой из всех — Байконур. Вообще, отличительный признак любого космодрома в том, что он раскидан по огромной территории, на которой очень много объектов. Проще было договориться с нашими или с зарубежными? Это плавающий вопрос. Приезжаешь, например, на сверхрежимный Плисецк, который считается военным, а там спокойно разрешают летать на коптере. Приезжаешь на абсолютно гражданский, невоенный, открытый для туристов космодром на Французской Гвиане, а там говорят: «Коптер? Ни за что! Никогда! Только ногами, только с земли». Даже не дали взобраться на бетонные пристройки. Как вы снимали вид сверху до того, как появились квадрокоптеры? Первый фильм, который я делал, назывался «Газ» — я снимал его с вертолёта. Нужны были камеры, которые зафиксированы на стабилизирующей платформе, чтобы изображение не дрожало. А таких не было, потому что это считалось оборудованием двойного назначения. Пилот говорит: «Сюда не полечу, туда не полечу». Сплошные мучения были. Конечно, когда появились коптеры, многие вздохнули свободно. И темы новые появились. К фильму «Мосты» я смог приступить только когда коптеры достигли определённого технического развития. Хочется искать новые художественные решения, ведь многие объекты уже вдоль и поперёк отсняты.  В чем сложность работы с учеными? Российские спикеры ведут себя более зажато, чем иностранные. У нас никто не приучен говорить просто о сложных вещах. Все пытаются умничать, а за рубежом учёные общаются спокойнее и проще. Это неправильно, нужно доносить до людей то, чем занимаются учёные. Канал «Наука» как раз представляет из себя мост между наукой и простыми людьми. Причем необязательно, чтобы о науке говорили только учёные. Есть еще люди вроде меня, журналисты, которые берут на себя смелость объяснять сложные вещи. Нужно соблюдать баланс: ученым всегда есть что сказать, но и журналистам есть что добавить. Сколько снимается один фильм? Самый быстрый фильм я сделал за полторы недели, самый медленный – за полтора года. Это не значит, что я ничего не делал полтора года. Просто я не мог вырваться: пока ждал съемок одного проекта, пришлось переключиться на другие. Над чем вы сейчас работаете? Скоро выйдет работа про мётлы и веники. Оказалось, что у них есть свой создатель — в конце XVIII века один американец сделал эти веники из растения сорго. До этого они были из разных материалов, но конкретно из сорго придумал он, и даже разбогател на этом. Культуре дали название сорго-веничная. Я придумал сценку: муж был недоволен своей супругой, которая плохо подметала, и изобрел этот веник. Так мы сняли реконструкцию, в которой я был этим самым изобретателем с бородой, а мой продюсер — супругой. Мы сейчас много играем, потому что получается очень смешно и доходчиво. Антон, за семь лет вы еще не исчерпали все темы? Вот вы говорите в микрофон, а кто был изобретателем микрофона? Как он появился? Какие были виды? Можно делать программу про что угодно. Я могу окинуть взглядом студию и найти огромное количество тем. Вот у вас закалённое стекло, двойное. Чем отличается от незакалённого? Почему звук не распространяется в вакууме? Тем достаточно. Дна этого болота ещё никто не достигал. Куда вас не пускают снимать? Откровенно говоря, таких мест не существует. Говорят, что в Кремле снимать нельзя, но на самом деле можно, только нужно договориться. То же самое с метро. Есть закрытые города, закрытые предприятия, но если соблюдать определённые процедуры, все возможно. Когда ты снимаешь космодромы, за тобой следит человек, должность которого называется ЗГТ, защита государственной тайны. Этот человек смотрит, как ты снимаешь, потом проверяет, что ты отснял. Про что вы стараетесь не снимать? Я стараюсь не снимать то, что до меня уже много раз снимали. Если это темы, лежащие на поверхности — Большой адронный коллайдер, Чернобыль, метро — то многие люди, поумнее меня, уже давно этим занимались. Я сделал фильм «Большая чистка» про клининговые компании. Казалось бы, простая бытовая тема, но очень много интересных вопросов. Профессиональные средства для чистки стоят в разы меньше, чистят лучше, а почему их не покупают? Выяснилось, что они дурно пахнут. То есть реально всё очищают, но их не будут использовать в быту непрофессионалы, потому что от них запах как от тухлых яиц. Я хочу провоцировать людей на поиск. Я взялся за космодромы, потому что понимал, что могу зайти с другой стороны. Обычно космодром – это стартовая площадка, бетонный клочок, с которого стартует ракета. Все снимают про финальный этап, запуск, а я хотел рассказать про весь комплекс, про остальные 18 объектов, которые также в этом задействованы. А в космосе хотели бы поснимать? А кто не хотел бы? Вы не хотели бы? Мне кажется, любой бы согласился. Но давайте будем последовательны: сначала заселим Марс, а потом будем снимать телепрограммы.
11.12.2017 15:09
Что изобрел Кулибин?
Все знают фамилию знаменитого русского изобретателя-самоучки, она уже давно стала именем нарицательным, но что именно он изобрел и как повлиял на развитие научно-технического прогресса — об этом помнит не каждый. Историю Кулибина и его злоключений пересказывает Тим Скоренко, автор книги «Изобретено в России». Кулибин: начало Родился он в 1735 году под Нижним Новгородом, в слободе Подновье. Сейчас это один из городских районов — на месте, где находился дом Кулибиных, стоит памятный знак. Нынче там многоэтажки, все застроено, но неподалеку сохранились еще красивые каменные палаты, помнящие мальчика Ваню, бегавшего по окрестным холмам. Я к чему эту фразу ввинтил: в советское время появилось множество псевдобиографических книг о Кулибине, имеющих отношение скорее к худлиту, чем к каким-то исследовательским областям. Например, умилительный труд Жозефины Яновской, начинающийся словами: «— Что ты ходишь кругом церкви, пострел? Уж который раз я тебя замечаю! Что тебе здесь надо? — Церковный сторож строго посмотрел на стоявшего перед ним мальчугана». И так вся книга. Появление этих изданий было обусловлено в первую очередь тем, что ранние годы биографии Кулибина не очень хорошо изучены и, помимо прочего, довольно скучны. Будущий гений происходил из семьи купца среднего пошиба, никакого образования не получил, много читал, увлекался механикой, учился у часовщиков и зарабатывал на жизнь починкой часов. Все это он описал в воспоминаниях, которые в целом служат единственным, довольно скудным первоисточником. Но, в отличие от многих других талантливых самоучек, у Кулибина было много упорства. Поэтому когда в 1764 году объявили, что Нижний Новгород посетит сама императрица, молодой часовщик специально к ее приезду сконструировал диковинные часы-яйцо. К тому времени он, судя по всему, был уже довольно известным мастером, выполнившим много работ для городских купцов. Поиску клиентов, скорее всего, помогало то, что со многими он был знаком еще ребенком, через отца. Средства на изготовление часов ему выделил купец Михаил Андреевич Костромин. Последний хотел сам пре- поднести Екатерине подарок и тем выслужиться перед ней. Тут меркантильные интересы сошлись с техниче- скими возможностями, и за три года, к 1767-му, Кулибин часы закончил. Они имели форму гусиного яйца и состояли из 427 деталей. Внутри находился «театр-автомат»: раз в час открывались крошечные дверки, а внутри разыгрывалась библейская сценка — открывался «гроб Господень», появлялся ангел, воины-стражи падали ниц и т. д. По сути, Кулибин построил первый русский автоматон высокого уровня. Проблема была в том, что к приезду императрицы, запланированному на май 1767 года, конструктор никак не успевал. Поэтому в Нижнем Кулибин подарил Екатерине несколько оптических приборов собственной работы — он их скопировал с английских образцов, нашедшихся у одного из купцов, хлеботорговца Извольского. По другим версиям, императрица просто осмотрела его изобретения и подивилась им. Но это, в принципе, не важно. Эта история только кажется простой, а на деле, чтобы Кулибина, обычного часовщика, сына торговца мукой, допустили на аудиенцию к императрице, куча народу била челами в пол. Костромин ходил к Якову Степановичу Аршеневскому, тогдашнему губернатору, и, судя по всему, убедил его в ценности прожекта. Аршеневскому тоже было на руку, чтобы в его городе Екатерине подарили что-то уникальное. Губернатор после приезда императрицы ходил на поклон к придворному фавориту светлейшему князю Григорию Григорьевичу Орлову и как-то договорился об аудиенции. В общем, приборы Екатерину заинтересовали, речи Кулибина понравились, и она приказала ему, как закончит часы, приезжать к ней в Петербург. Так и вышло. В 1769-м Костромин с Кулибиным приехали в столицу и преподнесли часы Екатерине. Купцу дали тысячу рублей и именную кружку, а Кулибин, помимо денежного вознаграждения, получил... должность начальника механических мастерских при Академии наук. Это примерно как если бы я сейчас подарил эту книгу президенту России, а он в благодарность назначил бы меня замминистра образования и науки. Водоходное судно В конце XVIII века самым распространенным способом подъема грузов на судах против течения был бурлацкий труд — тяжелый, но относительно недорогой. Существовали и альтернативы, например машинные суда, приводимые в движение волами. Устройство машинного судна было следующим: оно имело два якоря, канаты которых крепились на специальном валу. Один из якорей на шлюпке или по берегу доставлялся вперед на 800-1000 метров и закреплялся. Волы, работающие на судне, вращали вал и накручивали якорный канат, под- тягивая судно к якорю против течения. В это же время другая шлюпка везла вперед второй якорь — так обеспе- чивалась непрерывность движения. Кулибину пришла в голову мысль, как обойтись без животных. Его идея состояла в использовании двух колес с лопастями. Течение, вращая колеса, передавало энергию на вал — якорный канат накручивался, и судно подтягивало себя к якорю, используя энергию воды. В процессе работы Кулибина постоянно отвлекали заказами на игрушки для царских отпрысков, но он сумел выбить финансирование на изготовление и установку своей системы на небольшое судно. В 1782 году оно, нагруженное почти 65 тоннами (!) песка, показало себя надежным и значительно более быстрым, нежели корабль на воловьей или бурлацкой тяге. В 1804 году в Нижнем Новгороде Кулибин построил второй водоход, который был вдвое быстрее бурлацких расшив. Тем не менее департамент водных коммуникаций при Александре I отверг идею и запретил финансирование — водоходы так и не получили распространения. Гораздо позже в Европе и США появились кабестаны — суда, которые подтягивали себя к якорю, используя энергию парового двигателя. Винтовой лифт Наиболее распространенная лифтовая система на сегодняшний день представляет собой кабину на лебедках. Лебедочные лифты были созданы задолго до патентов Отиса середины XIX века: подобные конструкции действовали еще в Древнем Египте, они приводились в движение тягловыми животными или рабской силой. А в середине 1790-х годов стареющая и располневшая Екатерина II поручила Кулибину разработать удобный лифт для передвижения между этажами Зимнего дворца. Она непременно хотела лифт-кресло, и перед Кулибиным встала интересная техническая задача. К подобному лифту, открытому сверху, нельзя было прицепить лебедку, а если «подхватывать» кресло лебедкой снизу, она бы доставила неудобство пассажиру. Кулибин решил вопрос остроумно: основание кресла крепилось к длинной оси-винту и двигалось по нему подобно гайке. Екатерина садилась на свой передвижной трон, слуга крутил рукоять, вращение передавалось на ось, и та поднимала кресло на галерею второго этажа. Винтовой лифт Кулибина был закончен в 1793 году, второй же в истории подобный механизм Элиша Отис построил в Нью-Йорке лишь в 1859-м. После смерти Екатерины лифт использовался придворными для развлечения, а затем шахту заложили кирпичом. На сегодняшний день сохранились чертежи и остатки подъемного механизма. Теория и практика мостостроения С 1770-х вплоть до начала 1800-х Кулибин работал над созданием однопролетного постоянного моста через Неву. Он изготовил действующий макет, на котором рассчитал усилия и напряжения в различных частях моста, при том что теории мостостроения тогда еще не существовало! Опытным путем Кулибин предсказал и сформулировал ряд законов сопромата, получивших подтверждение значительно позже. Сперва изобретатель разрабатывал мост на собственные средства, но на финальный макет ему выделил денег граф Потёмкин. Модель в масштабе 1:10 достигала длины в 30 метров. Все расчеты моста были представлены Академии наук и проверены знаменитым математиком Леонардом Эйлером. Выяснилось, что цифры верны, а испытания модели показали, что мост имеет огромный запас прочности; его высота позволяла парусным судам проходить без каких-либо специальных операций. Несмотря на одобрение Академии, правительство так и не выделило средств на строительство моста. Кулибин был награжден медалью и получил премию, к 1804 году третья модель окончательно сгнила, а первый постоянный мост через Неву (Благовещенский) построили лишь в 1850-м. В 1936 году был проведен экспериментальный расчет кулибинского моста современными методами, и выяснилось, что русский самоучка не сделал ни одной ошибки, хотя в его время большинство законов сопромата были неизвестны. Метод изготовления модели и испытаний ее с целью силового расчета конструкции моста впоследствии получил широкое распространение, к нему в разное время независимо приходили разные инженеры. Также Кулибин первым предложил использовать в конструкции моста решетчатые фермы — за 30 лет до запатентовавшего эту систему американского архитектора Итиэля Тауна. Механические ноги и другие истории Нередко Кулибину, помимо действительно изобретенных им конструкций, приписывают множество других, которые он усовершенствовал, но не создал первым. Например, знаменитую самобеглую коляску — во вступлении к первой части я упоминал, что таких конструкций в Европе существовал целый ряд. На рубеже XVIII–XIX веков Кулибин представил петербургской Медико-хирургической академии несколько проектов механических ног — весьма совершенных по тем временам протезов нижних конечностей, способных сымитировать потерянную выше колена (!) ногу. Испытателем первого варианта протеза, сделанного в 1791 году, стал Сергей Васильевич Непейцын — на тот момент поручик, лишившийся конечности при штурме Очакова. Впоследствии Непейцын дослужился до генерал-майора и получил у солдат прозвище Железная Нога; он вел полноценную жизнь, и не все догадывались, почему генерал чуть-чуть прихрамывает. Протез системы Кулибина, несмотря на благоприятные отзывы петербургских медиков во главе с профессором Иваном Федоровичем Бушем, был отвергнут военным ведомством, а серийное производство механических протезов, имитирующих форму ноги, позже началось во Франции. Так или иначе, металлические руки и ноги были известны еще со времен Высокого Средневековья, не говоря уже о древнеегипетских деревянных протезах. Некоторые сохранившиеся экземпляры имеют ту или иную степень механизации. Известными обладателями металлических протезов были швабский рыцарь Гёц фон Берлихинген (1480–1563) и французский военачальник Франсуа де Лану (1531–1591) по прозвищу Железная Рука. Протез первого сохранился до наших дней. В 1779 году увлекавшийся оптическими приборами Кулибин представил петербургской публике свое изобретение — прожектор. Системы отражающих зеркал существовали и до него (в частности, использовались на маяках), но конструкция Кулибина была значительно ближе к современному прожектору: пламя одной-единственной свечи, отражаясь от размещенных в вогнутой полусфере зеркал, давало сильный направленный поток света. «Чудесный фонарь» был положительно принят Академией наук, расхвален в прессе, одобрен императрицей, но остался лишь развлечением и не был применен для освещения улиц, на что Кулибин рассчитывал изначально. Сам мастер впоследствии изготовил несколько прожекторов по индивидуальным заказам кораблевладельцев, а также сделал на базе этой системы компактный фонарь для кареты и даже немного заработал. Его подвело отсутствие защиты авторского права: каретные «кулибинские фонари» начали массово собирать другие мастера, что сильно обесценило изобретение. Что еще сделал Кулибин Он наладил со времен Нартова почти сошедшую на нет работу мастерских при Петербургской академии наук, где занимался изготовлением микроскопов, барометров, термометров, подзорных труб, весов, телескопов и множества других лабораторных приборов. Он отремонтировал планетарий академии, придумал оригинальную систему спуска кораблей на воду, создал первый в России оптический телеграф, отправленный в Кунсткамеру в качестве диковинки, разработал проект железного моста через Волгу, сконструировал рядовую сеялку, обеспечивающую равномерный разброс зерна. Еще он устраивал фейерверки, создавал механические игрушки и автоматоны для развлечения знати, а также ремонтировал и самостоятельно собирал часы множества различных компоновок. Скончался Кулибин в 1818 году в родном Нижнем Новгороде,так и не реализовав бол́ьшую часть своих задумок. Его собственная изобретательская деятельность в основном привела к ряду пустых выхлопов, имевших целью развлечение местной аристократии, — но во многом этот человек создал основы русского инженерного творчества, обучил множество механиков и заложил фундамент для дальнейшего развития русской изобретательской мысли. Это было очень кстати, потому что при Александре I в России наконец появилось понятие авторского права.
06.12.2017 15:56
Алексей Егоров: о конце света, НЛО и теориях заговора
На станции «Радио Москвы» вышло интервью с ведущим телеканала «Наука» Алексеем Егоровым. Алексей рассказал про съемочный процесс новой программы «Не факт», а также разрушил несколько мифов о теории заговора, летающих блюдцах и пересаженных тестикулах. Мы публикуем фрагмент этого интервью. Чему посвящены первые выпуски программы «Не факт»? Первый выпуск называется «Есть контакт». Он посвящён существованию НЛО. Ставится вопрос о существовании зеленых человечков. А вы сами верите в НЛО? Я вот верю, что жизнь на Землю завезли инопланетяне. Эта теория называется панспермия. Смысл в том, что жизнь на нашу планету была занесена на осколке какого-то метеорита. Если смотреть на Марс или на Луну, видно, что там огромное количество кратеров. И на Земле огромное количество кратеров. На куске астероида жила какая-то бактерия — на Земле существуют такие, которые выживают даже при ядерном взрыве. Она размножилась и получилась жизнь. В науке есть определенное количество фактов, от которых можно отталкиваться и формулировать точку зрения по этому вопросу. На вопрос, верю ли я в НЛО, я не отвечу ни «да», ни «нет». Чему посвящены другие выпуски? Один фильм – одна тема. «Есть контакт» – пришельцы, «Звёздная болезнь» – астрология, «Лекарство от здоровья» – нетрадиционные методы лечения, «Апокалипсис не сегодня» — всё, что связано с апокалипсисом, который мы ждём. Расскажите про апокалипсис. Мы начинаем с того, что рассказываем, откуда повелось верить в конец света. За последние двадцать лет мы ждали апокалипсис раз сорок. Мы рассказываем, как появились эти мифы. Был такой учёный, Майкл Коу, ещё в середине прошлого века он расшифровал календарь майя и предположил, что раз это племя представляло жизнь как цикл и их календарь начинался в 3000 году до н.э., то закончиться цикл должен примерно в 2012 н.э. Коу и подумать не мог, что его гипотеза вырастет в такую историю. За это зацепились журналисты, футурологи, сторонники теории заговора. Потом имя Коу постепенно исчезло из статей и случилось то, что случилось: огромное количество людей стали строить бункеры и запасаться на случай конца света. И кто в этом виноват? Мы всей командой пришли к выводу, что в появлении многих мифов виноваты журналисты. Большая часть этих теорий появилась в результате их ошибок. Например, летающая тарелка появилась из-за Кеннета Арнольда, который в середине прошлого века летел над Каскадными горами и увидел в небе непонятные таинственные летающие аппараты. Через несколько лет он признал, что, наверное, это были птицы, но в тот момент ему казалось, что это корабли. Он сразу сообщил диспетчеру. Рассчитал их скорость — она была сверхзвуковой. Эту сенсацию сразу передали журналистам — как только Кеннет приземлился на аэродроме, у него тут же начали брать интервью. В газете Chicago Sun был один не очень добросовестный журналист, он и придумал заголовок: «Американец Кеннет Арнольд видел в небе летающие блюдца». Кому выгодны такие истории? Про теории заговора у нас тоже есть — это когда люди ищут во всем потайные замыслы и чью-то выгоду. Наш мозг устроен так, что мы всегда ищем связь между разными событиями и фактами, это один из механизмов выживания. Но такие связи не всегда существуют. В интернете есть графики зависимостей случайных совпадений, например, график зависимости количества фильмов Николаса Кейджа от количества людей, которые утонули в бассейне за период 1990-2000. Идеально совпадают по времени! С чего начинаются съемки программы? Это называется модным словом research, когда ты долго и мучительно пропускаешь через себя огромное количество всякого бреда. Главное в это время не сойти с ума. Очень трудно найти квалифицированных грамотных специалистов в России, которые готовы общаться на эти темы. Уфологов полно, но такие герои в нашей программе не участвуют. Если мы будем брать интервью про астрологию у астрологов, то это превратится в выяснение отношений между наукой и псевдонаукой. Мы никого не обвиняем, просто пытаемся перечислить научные факты и теории, которые существуют на этот счет и развенчать существующие мифы. Вывод, как правило, такой: не всё так очевидно, как кажется. Вопрос инопланетян остается открытым? Вопрос невозможно закрыть. Есть ли жизнь на Марсе? Науке это неизвестно. Мы просто рассказываем, что большинство слухов, которые на этот счёт существуют — не более, чем слухи. Может ли в нашей Вселенной существовать планета, похожая на Землю? Во Вселенной больше звёзд, чем песчинок на всех пляжах мира. Больше звёзд, чем слов и даже звуков, которые когда-либо были произнесены всеми людьми жившими. А у каждой звезды есть ещё и планеты. Сколько там этих планет — никто не знает. Что если пришельцы существуют, но не могут с нами связаться? Вдруг мы не найдем общего языка? Это называется «теория зоопарка». Они могут теоретически с нами связаться, но мы не поймем, о чем они говорят. Дело в том, что наше ДНК отличается от ДНК шимпанзе на 1%. А самая гениальная шимпанзе, в лучшем случае, понимает язык жестов. Для нас это целая пропасть. Все симфонии Моцарта, теория относительности, Стивен Хокинг, Международная космическая станция – это всё в одном проценте! А теперь представьте другую форму жизни, которая отличается на 1% ДНК от людей в ту же сторону, в которую мы отличаемся от шимпанзе. Что это будет за форма жизни? Это будут существа, которые будут понимать квантовую механику с рождения, так же естественно, как мы дышим. Предполагать, что мы встретим подобную неземную жизнь и запросто с ней поговорим — очень странно. Они увидят Стивена Хокинга и скажут: «Ну, вот этот у них самый смышлёный, у него в голове астрофизика, какая прелесть, наш маленький Джимми тоже так умеет!» А если наоборот? То же самое. Вы часто останавливаетесь на улице, чтобы поговорить с дождевым червяком? А если останавливаетесь, вы же не надеетесь, что он вам ответит? Они наблюдают за нами, как мы наблюдаем за животными в зоопарке. Есть другие теории. Кто-то предполагает, что мы до сих пор не видим присутствия других цивилизаций, потому что все разумные существа уничтожают себя, достигнув определённого уровня развития. Например, мы можем себя уничтожить с помощью ядерного оружия. Кто-то считает, что можем, а кто-то считает, что нет. Кто помогает создавать программу? В основной команде три человека: наш продюсер Наташа Леоненок, режиссёр Иван Демчук и я. Плюс еще огромная команда канала «Наука»: отдел графического оформления и наше прекрасное руководство. С миру по нитке. Далеко приходится выезжать? В основном мы катаемся по Москве. У нас такие темы, которые можно рассказывать хоть на фоне обоев. Мы привязаны не к конкретным локациям, а зачастую к конкретным историям. Эти истории мы расказываем с помощью реконструкций. Вот про Кеннета Арнольда мы делали реконструкцию, как он давал интервью. В фильме «Лекарство от здоровья» мы рассказываем историю про Джона Бринкли. Почему-то его никто не помнит, а мне кажется, что его историю надо печатать в учебнике по медицине, в брошюрах для людей, которые идут лечиться ко всяким лекарям. История очень показательная. Расскажите. Это был самый богатый и самый высокооплачиваемый медицинский сотрудник Северной Америки в начале XX века. При этом у него не было медицинского образования, он был жуликом. Начал он с того, что продавал фермерам лекарство для усиления потенции, подкрашенную воду. За это отсидел два месяца, вернулся и вычитал в журнале, что русский хирург Воронов проводил опыты по пересадке мужчинам тестикул обезьян. Конечно, это никак не помогало, но люди повелись. Иногда это работало исключительно из-за силы убеждения, как плацебо. И эти редкие случаи разносились по сарафанному радио. Таким образом Бринкли заработал огромное состояние, к нему ходили уважаемые в обществе специалисты. Сами операции, естественно, никакого медицинского эффекта не давали, наоборот, они вызывали осложнения вплоть до летального исхода. Но все эти истории замалчивались, потому что сама тема — повышение потенции — выбрана гениально. Чем закончилась эта история, смотрите на канале «Наука». О ней мы рассказываем в фильме «Лекарство от здоровья», это третья серия нашего цикла.
04.12.2017 16:13
Показать еще