Ученые наконец выяснили, кто чаще виноват в авариях: электросамокаты или их водители

Это первое исследование, где реальные данные показали, как удобный и безопасный на первый взгляд транспорт, превращается в угрозу.
FXQuadro/Shutterstock/FOTODOM

Электросамокаты стали популярным способом передвижения в городах: быстро, удобно, экологично. Но с ростом их числа увеличивается и количество аварий. Исследование Технологического университета Чалмерса (Швеция) впервые разобралось, почему это происходит, используя данные с реальных поездок.
Результаты были опубликованы в журнале Accident Analysis & Prevention.

Ученые оснастили 17 арендованных электросамокатов камерами и датчиками, которые фиксировали скорость, торможение и ускорение. За время исследования 4694 водителя совершили 6868 поездок на 9930 км. Итог: 61 опасное событие19 аварий и 42 «почти аварии» (ситуации, где столкновение было на волоске).

Исследование показало, что самокаты не ломались и не подводили. Проблема — в привычках людей. Вот ключевые факторы риска:

  • езда одной рукой — риск аварии вырастает в 6,5 раза. Например, человек держит кофе или сумку — и теряет контроль.
  • телефон в руках или езда вдвоем — риск увеличивается в 2,7 раза. Смотреть в экран или болтать с друзьями — значит отвлекаться от дороги.
  • новички (менее 5 поездок) — вероятность аварии выше в 2,2 раза. Без опыта сложнее реагировать на неожиданности.
  • бесцельная езда (просто кататься кругами) увеличивает риск в 4,9 раза по сравнению с поездками «от точки А до точки Б».
  • езда ради развлечения — в 2,4 раза опаснее, чем поездка на работу.

Профессор Марко Доцца, один из авторов исследования, поясняет:

«Электрическим самокатом невозможно управлять и тормозить так же, как велосипедом, поэтому езда с одной рукой на руле значительно сложнее — и опаснее — чем многие могут подумать».

Удивительно, но в 20% случаев водители намеренно создавали опасные ситуации — например, врезались в препятствия ради забавы. Ученые сравнивают это с вандализмом. Почему так?

«Отсутствие права собственности, поскольку электросамокаты сдаются в аренду, может привести к тому, что водитель будет чувствовать себя менее ответственным», — говорит Доцца.

Арендованный самокат — не свой, разбил и ладно. Такого поведения не замечали у водителей личных машин или велосипедистов.

В 30% опасных ситуаций были замешаны автомобили — больше, чем ожидали ученые. Они думали, что чаще будут конфликты с самокатчиками, но нет. Выяснилось, что самокаты часто ездят не по велодорожкам, а по проезжей части или тротуарам. На перекрестках водители машин их просто не замечают.
В опасных предаварийных ситуациях были замешаны также сами электросамокатчики (19%), в 16% случаев — пешеходы и в 4,8% — велосипедисты.

Реклама
Реклама

Исследователи, отмечают что внедренние определенных технологий и мер может сократить количество аварий: датчики, напоминающие держать обе руки на руле, ограничение скорости в людных местах.

«Родители могут научить детей ездить на электросамокате, как на велосипеде. Возможно, нужно практическое обучение перед арендой, а также не ездить на одном электросамокате вдвоем», — предлогает Марко Доцца