Даже трехминутные научпоп-видео подрывают веру в теории заговоров — исследование

Ученые доказали эффективность научно-популярных видео против конспирологии
Познавательные видео повышают научную грамотность, препятствуют конспирологии — и способствуют вакцинации. Все дело в появлении критического мышления.
metamorworks/Shutterstock/FOTODOM

Научно-популярная информация даже короткими порциями — например, в форме трехминутных видео — эффективна в противодействии теориям заговора. Таковы выводы проведенного в Университете штата Пенсильвания исследования, опубликованные в Journal of Consumer Research.

«Хотя некоторые теории заговора могут показаться относительно безобидными, другие — например, о вакцинах, генетически модифицированных организмах и изменении климата — представляют опасность для потребителей и общества», — объясняет профессор маркетинга и делового администрирования в бизнес-колледже Смила Лиза Болтон.

В основу работы легла серия экспериментов с участием более 2700 человек в совокупности с данными национальных и международных исследований.

Для начала ученые убедились во влиянии конспирологических убеждений на поведение человека. Установлено, что предрассудки в отношении ГМО (что связанный с ними риск намеренно скрывается) отражаются на решении о покупке продуктов или прохождении медицинских процедур.

Вред конспирологии подтвержден также национальными исследованиями — в 2020 году у американцев узнали, согласны ли они с утверждением, «что влиятельные люди намеренно спланировали вспышку коронавируса». Результаты опроса коррелируют с показателями вакцинации от COVID-19 за тот период по штатам.

Эффективность борьбы с конспирологией проверили экспериментально — показывали участникам трехминутное видео о причинно-следственной связи или на другую тему, просили прочесть статью о теории заговора о выращенном в лаборатории мясе, давали доллар и предлагали пожертвовать его на научные изыскания в этом направлении.

Оказалось, что научпоп-видео подрывают веру в заговоры, причем не по конкретному вопросу, а в целом — за счет улучшения критического мышления.

Исследование показывает важность научно-просветительской работы, подчеркнул его первый автор Натан Оллред, доцент кафедры маркетинга Техасского технологического университета.

«Нельзя рассчитывать на то, что кто-то вспомнит трехминутное видео через год после его просмотра, но в кабинете врача оно может оказаться как раз кстати», — заключил он.