На картине «Поцелуй» Климт изобразил эритроциты — неочевидный вывод исследования

Работа на стыке медицины и искусства раскрывает скрытую символику в шедевре Густава Климта и связывает его с научными открытиями, в свое время изменившими восприятие людей.
Rawpixel.com/Shutterstock/FOTODOM

Профессор Им Джу Рю, директор Программы конвергенции и трансляционной биомедицины Университета Кореи, возглавил исследование, изучающее медицинскую и художественную значимость красных, похожих на эритроциты фигур в картине Густава Климта «Поцелуй». Результаты опубликованы в Journal of Korean Medical Science. Авторы изучали европейскую медицинскую литературу рубежа веков, чтобы выяснить, случайно ли эти яркие красные диски появились в знаковой работе художника и действительно ли он мог изобразить красные кровяные клетки.

На картине можно увидеть скопления красных дискообразных элементов на груди и коленях женщины — формы, необычайно напоминающие эритроциты. Как пишут авторы исследования, «эти элементы наполняют картину жизнью, переплетая биологическую функцию эритроцитов с психологической силой красного цвета. Одежды влюбленных, насыщенные физиологической символикой, рассказывают о трехдневном цикле создания жизни».

Карл Ландштейнер, лауреат Нобелевской премии за открытие системы групп крови ABO (в России их называют I, II, III, IV), опубликовал свою работу в 1901 года в австрийском медицинском журнале Wiener Klinische Wochenschrift, редактором которого был профессор Эмиль Цукеркандль, близкий друг Климта.

Примечательно, что в 1903 году, по просьбе Климта, Цукеркандль провел лекцию по анатомии для художников, повлиявшую на эволюцию художественного подхода первого. Кроме того, известно, что в библиотеке Климта была популярная немецкая энциклопедия Meyers Großes Konversations-Lexikon, содержавшей цветные иллюстрации клеток крови.

Женщина на картине «Поцелуй» держит руки в форме сердца. Красные диски на ее груди размещены рядом с условным сердцем, символизируя пульс жизни, считают авторы исследования. Красные диски на колене представляют собой менструальную кровь, являясь символом плодородия и репродуктивной энергии. То есть Климт намеренно ввел этот элемент в историю человеческого развития, возвысив его до центрального мотива своей визуальной повествовательной стратегии.

Фото: KU Medicine

В качестве эксперимента ученые создали измененную версию картины «без Эритроцитов», в которой красные диски были удалены. Эту версию представили 300 посетителям Международной Арт-Ярмарки в Ульсане (Корея). Измененная версия вызывала впечатления монотонности и безжизненности.

Профессор Рю отметил: «"Поцелуй" — это шедевр, который объединяет искусство с медициной. Превратив научные знания своего времени в художественную метафору, Климт создал произведение, продолжающее пленять аудиторию. Слияние науки и культуры сохраняет свою актуальность и важность для понимания искусства и человеческого опыта».

Это не первая попытка Рю расшифровать медицинскую символику этой картины. В предыдущей работе он и его коллеги пришли к выводу, что узоры и мотивы на одежде героев метафорически представляют сперматозоиды, яйцеклетки и процесс оплодотворения.