«Вопрос науки»: Старение
В гостях у Алексея Семихатова, ведущего передачи «Вопрос науки», побывал заведующий лабораторией методологии социальных исследований РАНХиГС Дмитрий Михайлович Рогозин. Эксперт рассказал, почему 80-летнего человека можно еще называть «мужчиной» и даже «молодым человеком», как сохранять активность на пенсии и почему важно говорить с пожилыми людьми о смерти.
Пожилой возраст и старость — это одно и то же?
В принципе, да. Другое дело, что словосочетание «пожилой возраст» отдает канцеляризмом. А в слове “старость” – бытовое понимание того, что нас ждет после 80-85 лет.
Почему так поздно?
Сейчас изменяются времена. Нужно сказать, что в геронтологии и социологии старости выделяется так называемый социальный возраст. То есть, он напрямую не связан с биологическими особенностями человека. По международным параметрам 60-62 года – это вообще-то средний возраст. Сейчас, допустим, когда я встречаюсь с 80-85-летним человеком, очень часто обращаюсь к нему как к “мужчине”, а иногда слышу даже, что девушки называют его “молодым человеком”. Телесность очень крепко спаяна с социальными отношениями. То есть, если человек, которого мы спрашиваем о том, как он себя чувствует, живется ли ему лучше сейчас, чем раньше, и так далее, отвечает «да» то это определяет его субъективное благополучие. Что может напрямую не коррелировать с его физическими возможностями. Человек, который позитивно относится к этому миру и включен в социальные взаимодействия, не одинок.
Кто чаще доживает до глубокой старости? Что такое глубокая старость?
Глубокая старость — это когда человеку за 90 лет. До этих лет доживают, как ни странно, не те, кто всю жизнь занимался спортом и никогда не болел. А, как правило, наоборот, люди, у которых всю жизнь были хронические болезни. Старение это своеобразный процесс обучения тому, как болеть. Человек отличается от животных наличием сознания и ментальностью, здесь дело не только в привычках организма. Поэтому до глубокой старости доживает не тот, кто воспринимает себя как организм, которому нужно принять определенные таблетки и лечь в определенное время спать. А тот, кто живет активной сознательной жизнью. Сотни и тысячи экспериментальных планов, наблюдений, исследований показывают, что единственная норма счастливого старения – это активная ментальная жизнь людей. Поскольку базовые болезни старения – это Альцгеймер и деменция. Они в большей степени связаны с тем, что человек в какой-то период времени отказывается учиться, приобретать новые знания, решать какие-то задачи. Есть и другой фактор: человек живет долго, когда у него очень много социальных связей.
Что такое активное долголетие?
Активное долголетие – это разные траектории, которые должен выбирать человек. В первую очередь, это обучение: не вязанию и штопке, или, там, компьютерной грамотности, а обучение тому, чему хотелось научиться, допустим, в детские годы, но как-то не сложилось. Во-вторых, это сексуальность и интимность. То есть, как это ни парадоксально, у нас есть такое представление, что секс – это удел молодых. Но в общем-то интимность – точно такая же практика, которой надо учиться. И люди старшего возраста находятся в выигрышной ситуации, поскольку у них есть опыт осмысления своего тела и тела партнера. Еще одна часть – это физическая подвижность. Не самая активная, но регулярная.
Что такое счастливая старость?
Счастье – это не отсутствие боли и не полное блаженство, это прежде всего востребованность. Поскольку самая большая беда старения – это одиночество. На самом деле один из мифов заключается в том, что жизнь человека делится на какие-то отрезки. Вот есть детство, есть юность, есть пенсионный возраст. Это навязанный нам рубеж. К сожалению, когда наше государство пытается заботиться о людях и вменять им некоторые правила жизненного цикла, она в той же степени стигматизирует их жизнь. Нам следует различать пенсионный возраст от пенсии как таковой. Когда мы начинаем говорить о пенсионном возрасте, то мы на самом деле даем подсказку работодателям, чтобы они а) – не посылали людей учиться в предпенсионном возрасте, и б) — не брали их на работу. И здесь казус, потому что есть расчеты экономистов, которые показывают, что рубль, вложенный в 25-летнего человека, на самом деле стоит гораздо меньше как инвестиция, чем рубль, вложенный в 45-летнего. Ведь если вы отучили 25-летнего, то скорее всего через три года он уйдет из вашей компании. Вы инвестируете на очень короткий срок. Если вы инвестируете в 50-летнего, то скорее всего он еще проработает у вас десять-двадцать лет. Это обычные вещи для западного менеджмента. Другое дело, что наши предприниматели живут в своем выдуманном мире и не считают свои же деньги. Если вернуться к пенсионному возрасту, то мы увидим довольно любопытный феномен. С одной стороны государство дает совсем небольшие деньги и говорит: отдыхайте. С другой стороны, мы видим, что никто не прекращает работу после выхода на пенсию. Выходит, что у человека лишь две причины прекратить работу. Первая – физические недомогания, заболевания, инвалидность, и вторая – это семья, уход за внуками. Но это тоже работа, та же активность.
Что еще важно для пожилого человека?
Любой пожилой человек нуждается в определенных элементах одиночества, чтобы размышлять о своей жизни. Не постоянно, но время от времени. Человеку, далекому от размышлений о смерти, кажется, что лучше всего умереть во сне. Или лучше всего умереть, когда тебя неожиданно машина сбила — без боли. А для человека, который действительно понимает, что такое старение, это страшно. Он знает, что смерть нужно принять, подготовить себя в течение определенного времени. Я разговаривал со столетними людьми, у нас был очень большой проект вместе с геронтологами. Часть из них умерла через два-три месяца после того, как я взял у них большие интервью. Я видел, как человек постепенно отдаляется от этого мира. Было видно, что он устал от этой жизни, подготовился к тому, чтобы уйти. Разговоры о смерти очень часто важнее, чем разговоры о детях, карьере, семье. Если ваша мама или ваша бабушка обращается к вам с вопросом о том, как ее будут хоронить, а вы при этом говорите «да ладно, тебе жить еще, не надо эту тему поднимать!» — вы закрываете разговор о самом интимном и важном, толкаете ее в ситуацию одиночества.