«Вопрос науки»: Кочевники
В гостях у Алексея Семихатова, ведущего передачи «Вопрос науки», побывал заведующий отделом западного Средневековья Института всеобщей истории РАН Павел Юрьевич Уваров. Он рассказал, как кочевникам удавалось держать в страхе всю Евразию, что такое теневая империя и почему Чингисхан — первый глобализатор.
По территории Евразии люди двигались давно, много тысяч лет. Но в Средние века это движение носило достаточно определенный характер. Я имею в виду средневековый период, потому что наше общество выросло именно из него. С уходом Античности появляются кочевые империи. Вообще, хозяйство номадов — кочевников — довольно новое. Оно появляется значительно позже, чем оседлые цивилизации. Люди раньше жили в степи и занимались перекочевками, но так, чтобы взять все и погрузить в кибитки, — этого не было.
Кочевники очень хорошо приспособились к условиям своего образа жизни. Кочевое хозяйство, которое часто недооценивают, намного производительнее хозяйства оседлого. В оседлом хозяйстве, условно говоря, нужно 95 человек, которые будут работать в поте лица своего, чтобы остальные пять занимались чем-то другим: воевали, молились, управляли, писали исторические хроники. Если высокая производительность труда, то, допустим, не 95, а 90. Но для кочевников достаточно 12 человек, чтобы 88 были свободны и занимались чем-нибудь другим. Пасти стадо могут вот эти самые 12 человек, подростки и женщины в их числе. Остальные занимаются тем, чем занимаются уважаемые люди — богатырскими подвигами и прочими радостями жизни.
С точки зрения военной истории классическая Античность — это торжество пешего строя над конным. Хорошо организованное пешее войско, македонская фаланга, гоплиты. А Средние века — это господство конницы над пехотой. Из Великой степи к нам пришло стремя. Тяжеловооруженный наездник в стременах переносит на кончик оружия вес копья, свой собственный и вес лошади. Получается такой сильный, средней руки артиллерийский снаряд. И устоять против него один, даже очень хороший пеший воин не имеет шансов. Езде на боевых лошадях надо было обучаться, а кочевники прекрасно владели ими и так, с детства. Так, в силу образа жизни эти народы были прямо приспособлены к передовому по тем временам способу ведения войны.
Более того: за счет того, что номады вели загонную охоту, они умели маневрировать и согласовывать между собой действия больших массивов конницы. Этого европейцы не знали вообще, оседлые цивилизации к искусству верховой езды придут только в XVII веке, во время Тридцатилетней войны. С другой стороны, кочевое хозяйство очень хрупкое. Потому что бывает неурожай, запасов сделать нельзя, холодильника нет, эпизоотия (повальная болезнь скота). Поэтому велись постоянные междоусобные войны: угоняли друг у друга стада, воевали за пастбища. Оседлые цивилизации могут прожить без кочевников, но не наоборот. Сотрудничество между первыми и вторыми могло быть разным: от обмена (пригнали скакуна, увезли повозки с шелком, рисом, вином) до грабежа и обложения данью.
Раньше территория, которая сегодня является Казахстаном, была втянута в очень интересную ситуацию. Вокруг степи находятся крупные богатые государства. Их выбор какой: либо подчиниться людям из Великой степи, которые будут приходить, навязывать свою волю и брать дань, либо вступить с ними в борьбу и обезопасить себя с позиции силы или дипломатии (то есть одних натравливать на других). Можно еще построить стену, как сделали китайцы. Так создавались империи.
Впрочем, есть и другая точка зрения. Некоторые историки говорят, что кочевникам пришлось объединяться, чтобы противостоять оседлым империям, и тоже становиться, как это называют, суперсложными вождествами. Теневые империи кочевников существуют «в тени» крупных оседлых соседей. Так возникали Тюркский каганат, потом Уйгурский каганат, кыргызы, хазарская империя, государство киданей, маньчжуры, чжуржэньская империя и, наконец, Монгольская империя — огромная территория. Английская исследовательница Дж. Абу-Луход даже утверждает, что Чингисхан — это первый глобализатор.
Получалась гигантская империя, которая простиралась от современной Камбоджи, Вьетнама до Новгорода. Были экспедиции в Индонезию, попытки высадиться в Японию и на Балтику. Управлять такой территорией какое-то время было возможно за счет очень жесткой системы. В Каракоруме сидел великий хан, который давал свою пайцзу, железную дощечку из драгоценного металла, где уйгурским квадратным письмом было написано, что подателю сего полагается то-то и то-то. Благодаря табличке посланник чувствовал себя защищенным. Но слишком долго такое продолжаться не могло: империя начинала, как ей и положено, быстро распадаться на враждующие территории. Началась борьба за власть, хотя осознание какого-то былого единства присутствовало еще долго на этой территории.