Что такое психосоматика?

Кандидат психологических наук рассказывает о том, что такое стресс и враждебность и как они отражаются на нашем организме

Расхожая мудрость гласит, что если и не все, то, по крайней мере, многие болезни у нас от нервов. Как на самом деле устроена психика человека? Что в нашем организме движет чем? Как избавиться от стресса и нужно ли от него избавляться? На эти вопросы попытался ответить гость передачи «Вопрос науки», кандидат психологических наук, заведующий отделом медицинской психологии Центра психического здоровья, Сергей Николаевич Ениколопов.

Сам термин «психосоматика» был предложен в 1918 году. К началу века сформировалась идея была довлеющей. Эта идея была связана во многом с такой фигурой, как Зигмунд Фрейд, и заключалась в том, что если мы не проявляем вовне наши внутренние потребности, эмоции, то они находят свой выход в заболеваниях. Это идея конверсии, то есть превращение чего-то во что-то. В 1930-е годы было два разных подхода. Один, опирающийся на Фрейда, более теоретический, концептуальный. А второй – эмпирический, приверженцем которого была Ф.Данбар.

Она осматривала больных при помощи тех же психологических методик и выяснила, что главная характеристика заболеваний — агрессия. Когда человек свою агрессию не выплёскивает, (а он не может этого так просто сделать, потому что существует куча социальных запретов), то у него проявляются различные физические заболевания. Уже тогда наблюдался некий набор болезней — артериальная гипертония, колит язвенный и 12-и перстной кишки, астма — которые представляли собой психосоматику.

В 1960-е годы появился другой термин: поведение типа А. Этот тип был выделен на базе исследований вегето-сосудистых заболеваний. В первую очередь, было показано, что люди, которые обладают мотивацией достижения, хотят быть первыми и очень активны, чаще страдают от инсультов. Когда исследования были опубликованы, то огромное количество начальников, прочитавших и узнавших про это, стали говорить своим подчинённым: «Вы хотите, чтобы я на ваших глазах получил инфаркт или инсульт?!» В то же время были разработаны различные программы, например, по управлению гневом. Потом выяснилось, что под поведение типа А подходит много людей, но далеко не у всех проявляются инфаркты, инсульты и сердечно-сосудистые заболевания... Стали более подробно изучать и выяснили, что есть еще поведение типа Б — расслабленные люди, которые могут спокойно на все реагировать. Появились и смешанные типы, которые не сравнивают себя с другими, не переживают, когда терпят неудачи, но стремятся к успеху.

Часто у людей в детстве наблюдается тип поведения Б, но окружающая среда готовит их к жизни типа А, потому что кажется, что перфекционисты более успешны. В итоге оказалось, что эти модели не очень хорошо работают и тогда произошел скачок в исследованиях агрессии. Ученые стали выделять агрессию как тип поведения, а враждебность как когнитивную структуру. Были эксперименты, когда людей с повышенной враждебностью помещали в комнату — в отличие от условно нормальных людей, они видели в комнате больше угрожающих стимулов. Жить с враждебностью к миру даже опаснее, чем с агрессией. Потому что когда человек воспринимает окружающую действительность таким образом, то существует большая вероятность того, что он будет пытаться от нее избавиться. К тому же, за последние 20 лет выяснилось, что враждебность коррелирует с большим количеством заболеваний.

Агрессия – это индикатор неблагополучия. Субъективного, объективного, физического или психического – какого угодно! Если мне что-то угрожает, то лучше всего уничтожить объект угрозы. Когда объект непонятен, то агрессия растёт в виде раздражительности, внешних проявлений, но в какой момент она выплеснется – неясно. Практически каждый, кто простужался и лежал с температурой, может вспомнить, что в первый момент – свет ярче, чем нужно и люди вокруг говорят громче. На них легко сорваться, поскольку повышена раздражительность. Стоит несколько дней поболеть и даже если температура не снижается, то раздражение проходит. Первая реакция на неблагополучие именно такая. Мы проводили исследования и наблюдали враждебность у разного рода больных — с бронхиальной астмой, шизофренией, маниакально-депрессивным психозом, шизоаффективным психозом... У всех одно и тоже: высокий уровень враждебности, не зависящий от времени заболевания. То есть заболевание может длиться годами, а агрессия на инициальной стадии то поднимается, то потом опускается.

Стресс это реакция организма на неблагополучные воздействия. Именно поэтому, когда проводятся исследования заболеваний во время войны, выясняется, что несмотря на все условия, в состоянии стресса простуд практически нет. Эпидемии – только к концу войны. В состоянии стресса организм начинает сопротивляться. Есть масса исследований, которые доказывают, что человек в ситуации угрозы может взбежать по вертикальной стене. Я даже видел таких людей. Но не дай бог ему в этом состоянии находиться долго. Проводились эксперименты, когда люди могли порвать стропы парашюта голыми руками! Но многие из них погибали и потом оказывалось, что выброс гормонов, адреналина и прочего, просто разрушал стенки желудка. Настолько сильно они были поражены этим стрессом.

На волне исследования поведения типа А возникла теория о том, что психосоматикой можно управлять так, чтобы она работала в положительном ключе. Человек должен уметь расслабляться, сдерживать свой гнев. Сейчас продолжается поиск таких метотодик по преодолению враждебности. Ученые стали использовать когнитивно-бихивериальную терапию. Но остается вопрос мировоззрения и идеологии, которая настраивает человека на то, что все вокруг враги. В странах, где нет такой идеологической направленности, есть сильная рыночная конкуренция. Жизнерадостность конкурента раздражает не меньше, чем оскал врага.  

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации