Байки из грота: история одной смерти

Фрагмент из книги Станислава Дробышевского о последнем бое пещерного человека

Как по камням и черепам ученые восстанавливают истории далекого прошлого. В книге антрополога Станислава Дробышевского «Байки из грота» — 50 иллюстрированных рассказов о жизни и смерти людей каменного века.

Большинству современных людей каменный век представляется одной из двух крайностей: либо мрачным временем «хуже темного Средневековья», когда грязные и голодные троглодиты с покатыми лбами убивали друг друга дубинами в спорах за кости и огрызки, либо золотым веком, когда невинные аки овечки пращуры благоденствовали на лоне природы в ладу с окружающим миром, лакомились наливными яблочками и не знали войн и убийств.

…Наши предки были людьми, и ничто человеческое было им не чуждо. Они открывали континенты и на тысячелетия застревали на одиноких островах. Они скучали долгими зимами в чумах и попадали в смертельно опасные передряги. Они ценили и понимали прекрасное, но могли быть невероятно нечистоплотны. Они любили своих детей и ели своих врагов.

…Откуда ученые знают о жизни наших предков? Может, они все выдумывают? Многим людям, далеким от науки, так и представляется. Но древние останки несут на себе множество следов. Как опытные детективы, вглядываются археологи и антропологи в шероховатости и царапины, сопоставляют расположение находок, реконструируют климат и фауну. А в итоге перед ними предстает яркая картина древней жизни…

Последний бой
(Швейцария, 13 600 лет назад)

Большая часть жизни первобытных людей протекала довольно однообразно. Изготовление орудий, забота о детях, собирание растений, охота… Но иногда спокойное течение будней нарушалось, ведь стихия еще не сдалась на волю разумного существа. Человек мог демонстрировать чудеса изобретательности и храбрости, но иногда природа брала верх…

Скалистые склоны вознеслись над долиной. Где-то внизу стелилась дымка ивняка, но тут, на середине горы, меж камней вздымались только серо-красные столбы сосен.

Мужчина остановился и осмотрелся. Камни и стволы застыли недвижным монолитом. Казалось, тут ничего не происходило сотни лет. Но он точно знал: всего несколько мгновений назад по этому склону вверх промчалась испуганная медведица. Он гнал ее снизу, из долины. Она не уйдет от него. Он принесет домой огромную шкуру, он накормит всех медвежьим мясом, когти и клыки украсят его шею. Молодость гнала его на подвиг, силы переполняли его, доблесть зажигала его взгляд, руки сжимали копье с острым наконечником.

Черные волосы спутались над большими темно-карими глазами, уверенно смотрящими с низкого скуластого лица. Мышцы бугрились под темной кожей. Он был смел и уверен в себе.

Сдвинутые камни, вывороченные клочки мха, содранный лишайник, сломанные ветки — для охотника след медведицы был виден, как размеченный факелами. Путь зверя вел по осыпи вверх, где в вертикальной осыпающейся стене зияла низкая дыра.

© Расположение скелетов человека и медведя из Ле-Бишон

Мужчина пригнулся и отважно устремился за своей славой. Через несколько шагов от входа пещера поворачивала налево. Потолок плавно повышался, но стало почти совсем темно. В нос ударил резкий запах медвежьего страха. Охотник остановился, чтобы глаза привыкли ко мраку после яркого дневного света. Но времени у него не оказалось. Из второго черного поворота вздыбилась огромная медведица. Ей было некуда отступать, а он и не думал об отступлении…

Схватка была недолгой. Это только в сказках богатыри бьются три дня и три ночи. На самом деле все решают доли секунды: стремительный удар копьем в мохнатую шею, мощный удар когтистых лап, удушающая тяжесть мохнатой туши.

Из последних сил, теряя сознание, медведица вползла в узкую щель в дальнем углу пещеры; ее тело, распластавшись мохнатым ковром, стекло в черную глубину…

Улики

Не во всякой битве бывает победитель. Недра маленькой швейцарской пещеры Ле-Бишон сохранили свидетельства древней трагедии. В самом дальнем углу, в 15 м от входа, в уходящей вглубь камере, скрытой за узкой трещиной, обнаружились части двух скелетов. Расположение костей загадочно.

Скелет пятилетней самки бурого медведя почти в идеальном анатомическом положении распластался головой вниз по склону осыпи. На его задней части вперемешку и безо всякого порядка лежали кости мужчины 20–25 лет. Часть костей провалилась гораздо дальше — в самую глубокую часть камеры. Культурного слоя как такового тут нет, но рядом с остовами нашлись десяток наконечников, пластинки и скопление угля.

Что случилось в темноте Ле-Бишон почти 14 000 лет назад? Возможно, медведь убил человека и затащил в пещеру? Но почему тогда кости в таком странном положении? Может, оба погибли от обвала? Но как — медведь и человек одновременно? Может, две находки вообще никак на связаны друг с другом? Или это некий странный обряд погребения?

© Скелеты человека и медведя из Ле Бишон с указанием направления и места удара копьём

При ближайшем рассмотрении на передней стороне третьего шейного позвонка медведицы обнаружилась глубокая вертикальная трещина, а в ней — два осколка кремневого наконечника. Сомнения развеялись. Человек поразил медведицу копьем в шею, но и сам погиб. Его тело осталось лежать наверху, а смертельно раненая медведица смогла проползти еще немного и забиться в щель. Чуть позже кости человека по одной в беспорядке упали и оказались на задней части звериного скелета.

Впрочем, загадка не решена до конца. Так и не ясно, откуда взялись почти три десятка орудий и уголь? Кстати, уголь принадлежит иве и сосне.

Особенности внешности мужчины из Ле-Бишон, включая цвет кожи, известны нам по его черепу и ДНК, которая была расшифрована. Кроме этого, мы знаем, что он был правшой.

© Череп Ле-Бишон

Столкновения людей и медведей были всегда, ведь медведь — единственный зверь, который мог на равных сразиться с первобытным охотником. Тема великого противостояния неисчерпаема.

Она отражена во множестве произведений первобытного искусства, всегда исполненных драматизма.

В гроте Шьян-а-Пешьяле на куске сланца (который, кстати, был принесен издалека) художник, стремясь выразить глубокое потрясение, нацарапал медведя, стоящего на задних лапах, а передними хватающего человека за голову. Второй человек со всех ног бежит на помощь, размахивая руками. В Мас-д’Азиль обнаружен обломок диска из лопатки бизона с гравировками на обеих сторонах: на одной мужчина бьет копьем медведя, а на другой медведь, видимо, рвет упавшего человека. Правда, от изображений медведей остались только кончики лап, но их форма вполне узнаваема. В Труа-Фрер гравировка на стене более чем образно представляет медведя, проткнутого копьями, c кровью, хлещущей изо рта. Другой гравированный медведь, пораженный целым ворохом копий, из последних сил до сих пор бредет по стене пещеры Комбарель.

И поныне, не побежденные даже с помощью ружей, медведи остаются властелинами лесов.


Кажется, что мы очень мало знаем о жизни наших предков — первых людей. У нас нет никаких письменных свидетельств их истории, и об их быте, верованиях и образе жизни можно только догадываться по редким находкам, захоронениям и стоянкам. Мы считаем, что представители каменного века бесконечно далеки от нас и мы совсем на них не похожи, но думать так — несправедливо: в людях палеолита было гораздо больше человеческого, чем нам кажется. В книге антрополога Станислава Дробышевского «Байки из грота» — 50 иллюстрированных историй о том, что наши предки были не просто homo, но еще и людьми. 

Издательство: «Альпина нон-фикшн»

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации