Новости из Константинополя

Что происходит с древним городом, спрятанным под современным Стамбулом

Константинополь — древний город, спрятанный под современным Стамбулом. На какой глубине он находится сейчас и что нового узнает наука о византийской столице, расскажет гость программы «Вопрос науки» Алексея Семихатова, доктор исторических наук, профессор ВШЭ и Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Аркадьевич Иванов.

Всякий раз заново открываешь для себя Стамбул. И всякий раз открываешь что-нибудь новое в Константинополе. Потому что идут раскопки, идет новое строительство. Копают котлован под дом, находят обязательно что-нибудь. На что-нибудь натыкаются. Физически я приезжаю, конечно, в Стамбул. Но, разумеется, я езжу в Константинополь. Я про Стамбул ничего не знаю. Мои познания практически заканчиваются 1453 годом. То есть в тот момент, когда Стамбул начался, — для меня все прекратилось.

Феодосиевы стены окружили город в начале V века и пали спустя тысячу лет, после появления артиллерии.

Я не археолог. Я живу, так сказать, в текстах. Но, разумеется, в тех случаях, когда можно соединить текст с артефактом, с предметом, со стенкой, с каким-нибудь конкретным местом, у меня возникает очень специфическое чувство. Ну вот именно это чувство я и пытаюсь передать… Когда я вдруг понимаю, что вот данное событие произошло не вообще в Константинополе, а вот там, где мы сейчас с вами стоим. Вот здесь ослепили императора Михаила V. Вот прямо здесь. И это, действительно, вызывает некоторое острое чувство. Я пытаюсь донести это чувство до читателя.

Самая яркая опорная точка — это, конечно, Святая София, в которой происходило невероятное количество исторических событий. И мы с точностью до метра или сантиметра знаем, где они происходили. Потому что топография этого великого храма известна очень хорошо. Действительно, при упоминаниях о коронациях, или переворотах, или каких-то других ярких событиях, гражданских казнях всегда говорится, где это происходило.

Или вот стены Феодосия, которые и сейчас опоясывают центр города, — они сохранились довольно хорошо. По причине трагической истории Константинополя, который часто становился объектом осады, эти стены очень часто описываются. Иногда тоже с точностью до метра.

Самая характерная вещь — это, конечно, осада турецкая. Фатальная осада. Потому что от нее сохранились не просто следы в виде разрушений стен. Но от нее сохранились турецкие ядра, которые, как в апреле 1453 года, ударившись о стенку, упали там внизу, так с тех пор на этом ровном месте и лежат. И таких ядер десятки. И в этом месте ты понимаешь, что ты являешься просто свидетелем этой осады.

Они лежат между передовой стеной и главной стеной. Там такой оазис специальный. Они, конечно, заросли сильно травой, немножко ушли под землю. Но, в общем, это то место, куда не ходят люди. А собственно культурный слой нарастает за счет того, что люди на подошвах приносят пыль, грязь. Чем больше людей на единицу площади, тем быстрее растет культурный слой. Именно по нарастанию, мощности культурного слоя археологи определяют, какой был уровень урбанизма в данную эпоху, в данном городе.

Слева — Змеиная колонна, одну из сохранившихся голов можно увидеть в Археологическом музее Стамбула. Справа — еще два уцелевших украшения ипподрома.

Возьмем фотографию стамбульской площади Султанахмет, которая еще в оттоманский период называлась Лошадиной площадью. И она, собственно, совпадает с константинопольским ипподромом. Ипподром был разделен посередине бортиком, который был украшен разными античными статуями. От всего ипподрома, в общем, сохранилось три памятника. Один из них — так называемая Змеиная колонна. Это античное медное изваяние трех змей, переплетшихся между собой. К сожалению, в XVII веке были утрачены головы этих змей, которые смотрели в три разные стороны. Эта колонна задает нам уровень константинопольского ипподрома. Он в глубине, там примерно 5 м толщины за 1500 лет.

Именно это среди прочего делает Византию в Стамбуле чем-то подпольным. И еще то, что Стамбул-Константинополь — из уникальных мегаполисов мира, которые не стоят на пресной проточной воде. И поэтому там нужно было невероятное количество цистерн и колодцев. Поскольку они были под землей, то они остались. Кстати, могу сказать, что буквально месяц назад открылся в Стамбуле новый музей. Это цистерна императора Феодосия. Она была много веков в заброшенном состоянии. Много десятилетий я туда попадал нелегально, упросив какого-то стража. Это просто резервуар V века. Но это резервуар на самом деле больше похожий на дворец. Потому что — хотите верьте, хотите нет, — хотя это пространство совершенно не предназначалось ни для чьих глаз, но капители колонн вытачивались специально для этого места! Это высшая красота, которая существует, если хотите, для самой себя. Но это действительно уникальный случай, потому что в остальных многочисленных цистернах используются так называемые сполии, то есть из каких-то развалин навершия.

Цистерна Феодосия, подземное водохранилище.

Раскопки в живом городе — это почти всегда, в общем, сплошные слезы. Потому что отрывают котлован, видят там кусочек стены, она уходит под соседний дом, но с ним все в порядке. Ну не ломать же жилой дом! Поэтому таким замечательным исключением из этой трагической истории можно признать строительство подземной железной дороги, которая связала Европу с Азией. Там археологам был дан полный карт-бланш. Они могли восемь лет делать все что хотят. Пока рыли тоннели, очень долгое время, археологи могли свободно распоряжаться. И они раскопали городской порт. Они раскопали там около 30 кораблей, груженных товаром. Порт заиливался сильно течениями Мраморного моря. И, в общем, люди откапывали его снова, он снова заиливался. Но в какой-то момент XI века там произошла какая-то катастрофа. По всей видимости, цунами. Во всяком случае очень высокая приливная волна, которая бросила эти корабли о причальную стенку, и после этого все было брошено. Были найдены скелеты несчастных коняг, которые таскали по молам грузы от кораблей. Там нашли скелеты верблюдов, которые тоже должны были работать. Там нашли невероятное количество товаров. Прямо в бочках…

Если говорить о вещах, которые нашли в последние годы, то можно сказать о практически с нуля обнаруженных остатках загородного дворца византийских императоров на азиатской стороне Босфора. То есть он был загородный, а сейчас, разумеется, это давно уже черта города. Это прекрасно соединяется с текстами. Известно, что там был заточён, например, император Константин VI, ослепленный своей матерью, императрицей Ириной. В одном тексте о нем сказана очень странная фраза, что, заточённый туда, он прыгал. И вот мы не знаем, он прыгал от отчаяния или занимался физкультурой.

Или, например, наоборот: в центре города практически нашли остатки бань Константиниана. Это огромное банное сооружение, про которое мы очень хорошо знаем. Потому что, например, в них проповедовал Иоанн Златоуст. Он приходил к людям, он там крестил язычников, туда однажды были присланы солдаты императора. Император его невзлюбил и там велел выгнать всех людей, и было целое побоище, женщины выскакивали неглиже из этой бани, потому что туда ворвались солдаты. В общем, мы много всего знаем про эти удивительные бани.

Дворец Багрянородного, или Малый Влахернский дворец, в процессе современного ремонта.

Город всегда был заложником политической конъюнктуры. Он строился как столица одной империи, потом стал столицей другой империи. Теперь он главный город республики, которая объявляет себя светской, но прямо на наших глазах становится все-таки исламистским государством. И это сказывается на памятниках тоже. Ну вот, например, в тех местах, где стена византийская обвалилась, ее грубо достаивают, чтобы просто создавалось впечатление, без всякой консультации со специалистами, и т. д. И такая же судьба постигает некоторые памятники — например, последний дворец византийских императоров, дворец Багрянородного в Византии. От него дошло довольно много, но сейчас он подвергается, я бы сказал, варварскому евроремонту. И его достраивают, чтобы устраивать внутри какие-то коктейли, приемы.

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации