Статьи
Статья

Сжатый воздух на службе у почты

Краткая история пневмопочты: от теории древнегреческого инженера до реализации под землей и в воздухе.

В конце XIX века послание с нью-йоркского главпочтамта долетало до Гарлема со скоростью 50 км/ч, и требовалось на это 20 минут. Капсула с письмом перемещалась по спрятанным в земле чугунным трубам с помощью сжатого воздуха. Системы такого рода действовали по всему миру: от стран Европы до Северной и Южной Америки — и различались только разветвленностью линий и размером трубопровода. Так, в США размер капсул был довольно большим, что позволяло передавать не только письма, но и небольшие посылки, а как-то раз любители пошутить отправили в путешествие живую кошку.

© Технология позволяла перемещать по трубам от 400 до 600 писем со скоростью 50 км/ч. Трубы находились под землей недалеко от поверхности. В день нью-йоркская пневмопочта пересылала около 95 000 писем

Если вернуться к истокам, то принцип будущей пневмопочты был изложен еще в I веке Героном Александрийским в трактате «Пневматика». Судя по дошедшим сведениям, реализация проектов великого инженера ограничилась сферой развлечений, и идея, чуть не потонув во тьме Средневековья, была востребована только в 1792 году в Вене в процессе борьбы с пожарами. Наблюдатель, заметив с вершины 50-метровой колокольни собора Святого Стефана возгорание в городе, отправлял вниз металлический патрон с сообщением, куда высылать пожарных. Это была локальная пневмопочта, действующая в одном здании. В XIX веке она расширилась до сотен километров линий.

Во второй половине XIX века пневмопочта действовала в Берлине (в лучшие годы протяженность труб достигала 400 км), Париже, Филадельфии, Манчестере, Рио-де Жанейро... Существовала такая услуга и в царской России, тогда ее называли воздушной почтой (по наименованию основной движущей силы). Поистине воздушной она стала в 1934 году, когда совершил первый полет 33-метровый агитационный самолет АНТ-20 «Максим Горький», оснащенный внутренней пневмопочтой. В 1938 году экипаж из трех отчаянных летчиц Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой совершил рекордный прямой беспересадочный полет на самолете ДБ-2Б «Родина», вылетев из Москвы и приземлившись в местечке Керби в районе Комсомольска-на-Амуре. Позади осталось 5910 км пути. Летчицы, находившиеся в разных отсеках, могли не только переговариваться по телефону, но и обмениваться посланиями по пневмопочте. 

© Пражская пневматическая почта — самая старая в мире

Последняя сохранившаяся в мире городская пневмопочта находится в Праге. Пущенная в 1899 году, она состояла из 26 линий общей протяженностью 55 км и действовала вплоть до 2002 года — тогда она была повреждена серьезным наводнением, от которого сильно пострадал ряд стран Центральной Европы. В последнее время она обслуживала 46 абонентов: банки, крупнейшие предприятия и внешнеторговые организации, редакции центральных газет, телевидения, телеграфное агентство и 30 почтовых отделений.

© Сложная многоузловая сеть труб для передачи сообщений и небольших объектов использовалась в Нью-Йорке уже с конца XIX века

Начиная с середины XX века пневмопочта повсеместно вытеснялась глобальной телефонизацией. Сейчас можно встретить только локальные системы, применяющиеся в супермаркетах, банках, библиотеках и больницах.

Читайте также
С вероятностью 50% наш мир — симуляция
С вероятностью 50% наш мир — симуляция
Нас могли выдумать, чтобы посмотреть, как это работает.
Испытатель российской вакцины заразился коронавирусом. Препарат не работает?
Испытатель российской вакцины заразился коронавирусом. Препарат не работает?
Большинство считает, что вакцина обязана предотвращать заражение. Но это не так.
Как поймать темную материю
Как поймать темную материю
Темная материя есть даже в вашей комнате, но как ее поймать?