Боль — спасение человечества
Для чего людям нужна боль и как правильно с ней бороться? В гостях у ведущего передачи «Вопрос науки» Алексея Семихатова анестезиолог и реаниматолог, главный врач городской клинической больницы им. Юдина Денис Николаевич Проценко.
Острая боль — это спасение человечества. Хроническая боль — это наказание человечества. Давайте сегодня поговорим об острой боли, коль уж мы говорим о спасении человечества. Хроническая боль — это неприятные ощущения, физические или эмоциональные, которые длятся более трех месяцев. Это такой Рубикон между острой и хронической болью. Поэтому предлагаю вернуться с вами в период первых трех месяцев, когда боль считается острой.
Боль нас оберегает. Если ваша рука касается открытого пламени, вы ее отдергиваете, а не получаете ожог, не обугливаетесь. Боль — это сигнал неблагополучия. Значит, надо что-то быстро делать! И чем сильнее боль, тем быстрее надо что-то делать.
На самом деле боль — не такая простая история, как может казаться. Например, почему есть разница между «болит» и «чешется»? Потому что существуют целые пути проведения боли от момента получения раздражителя. Для примера пусть это будет укол скрепкой степлера.
Боль сначала проходит путь трансдукции, потом трансмиссии, то бишь передачи от места укола через спинной мозг, через модуляцию этого сигнала от физического воздействия в электрический. И этот электрический стимул, доходя до головного мозга, превращается в перцепцию. И головной мозг понимает, что вам больно, а не у вас чешется. Перцепция — это превращение электрического сигнала в импульс в коре головного мозга, который говорит о том, что вам больно именно от степлера и именно в большом пальце.
Самое сложное в этой истории — оценить боль. Потому что боль — штука субъективная. Вы, наверное, слышали про порог боли. Кто-то переносит боль более спокойно, кому-то минимальный болевой импульс доставляет мучения. У разных индивидуумов по-разному. Именно поэтому для врачей, для клинической медицины нетривиальным вопросом стоит оценка боли. Объективизация боли.
Для этого существуют специальные шкалы, их несколько. Это либо визуально-аналоговая шкала, когда мы просим сказать про уровень боли. Смотрите, ноль — это нет боли вообще, а десять баллов — это нестерпимая боль. Мы пытаемся сделать объективные показатели за счет различных шкал. Для этого, кстати, может использоваться оценка боли по выражению лица. Гримаса боли. В клинической ситуации мы ориентируемся еще на такие проявления, как, например, более частое сокращение сердца, тахикардия, увеличенное число сокращений.
Основной процесс превращения электрического сигнала в ощущение происходит в головном мозге. Это значит, что блокировать или снимать боль можно, изменив состояние мозга. В настоящее время существует концепция воздействия и решения боли на всех четырех этапах.
Первый — это локально, на уровне болевых рецепторов в месте раздражения. Это один из вариантов местной анестезии.
Второй этап — это путь к спинному мозгу. И здесь мы тоже можем с вами обезболить, заблокировав проведение этого сигнала через периферический нерв, введя параневрально какой-то анестетик, который заблокирует проведение этого сигнала от места раздражения к спинному мозгу. И один из подходов обезболивания во время операций, особенно в травматологии, — это блокада на уровне нервов: нижней конечности, части нижней конечности. И это очень широко используется в операционно-клинической практике.
Третий этап — это трансмиссия, переход от периферического нерва к спинному мозгу. Вот и здесь мы можем заблокировать — это тоже очень широко используется в анестезиологии. Вы, наверное, слышали о спинальной анестезии? Или очень такой сейчас широко известный термин: девушка рожала в условиях эпидуральной анальгезии. Это именно тот подход, когда анестезиолог вводит анестетик в спинной мозг, в различные отделы, блокируя нервные импульсы, проведение нервного импульса на уровне спинного мозга. Половину тела вы не будете чувствовать — нижние конечности и дальше, в зависимости от того уровня позвоночника, на котором мы эту спинальную анестезию используем.
И наконец, мы добрались до головного мозга, где происходит интерпретация боли. В настоящее время используется концепция мультимодальной анальгезии, когда мы одновременно используем анальгетики, которые работают на всех этапах, на разных этапах, их комбинируя. Они приносят большую эффективность, снижают неприятные побочные эффекты, которые всегда связаны с использованием лекарственных препаратов.
Важно принимать обезболивающие исключительно после консультации врача: врач знает максимальную суточную дозу того или иного лекарственного препарата
Любой лекарственный препарат в определенной дозировке — это лекарство спасающее, обезболивающее, излечивающее. И в этом плане очень важно принимать обезболивающие исключительно после консультации врача, понимая ровно одно: врач знает максимальную суточную дозу того или иного лекарственного препарата. Например, нестероидные противовоспалительные препараты обезболивают? Да, они обезболивают. Но вот если увеличить дозировку, они могут вызвать побочку. Например, образование стресс-язв в желудке, которые могут закончиться кровотечением и преждевременной смертью, которой можно было бы избежать, если прийти к доктору. А он бы грамотно расписал и в плане дозировки, и в плане мультимодальной комбинированной терапии, когда дополнение лекарственными препаратами друг друга приводит к снижению общей дозировки, а значит, и к уменьшению побочных, неприятных эффектов.
Почти любой препарат может при передозировке привести к фатальному исходу. Поэтому, как врач, я к самостоятельному использованию и безрецептурной продаже лекарственных препаратов, даже самых безобидных, отношусь крайне негативно. Потому что мы начали разговор о том, что боль — это история спасения человечества в целом. И что боль — это история спасения конкретного человека. И если у него есть боль, значит, это организм кричит, организм стонет: у меня есть проблема! И эту проблему надо решать путем поиска причины этой боли, а не путем устранения последствий.
Желаемое действие обезболивающего, его интенсивность, сила — индивидуальны
Медицина — это наука в первую очередь. Наука в том и состоит, что каждый грамотный врач знает, как тонко пройти между Сциллой и Харибдой. Опасность есть всегда, абсолютно в этом уверен. И опасность дозировки, и опасность в том, что некоторые лекарственные препараты ведут себя агрессивно, если есть какая-то сопутствующая болезнь, скажем, почек или печени. И в этой ситуации выведение препарата, естественно, меняется. Время его элиминации, выведения из организма, увеличивается. И в этой ситуации надо менять дозировку, кратность приема, чтобы сохранить его эффект, но минимизировать негативные явления, связанные с приемом лекарственного препарата.
Серьезные лекарства всегда изучаются с двух самых главных позиций — их эффективности и безопасности. И если вы откроете вкладыш к лекарственному препарату и внимательно почитаете, что очень редко кто-то делает, то увидите, что достаточно приличное место занимает описание побочных явлений. В 13% случаев этот препарат вызывает тошноту, рвоту. В 1% случаев он может вызывать аллергическую реакцию. Аллергическая реакция бывает разной, вплоть до анафилактического шока, который заканчивается опять фатально. Поэтому лекарство — это точно не игрушка.
Боль — это плохо, боль не надо переносить. Особенно когда вы находитесь в стационаре
Желаемое действие обезболивающего, его интенсивность, сила — индивидуальны. Все зависит от массы тела и индивидуальной переносимости болевого ощущения. И кто-то говорит: нет-нет, я потерплю. Мы проводили опрос в травматологическом отделении и получили удивительные результаты: почти 70% пациентов были удовлетворены лечением и качеством обезболивания в послеоперационный период. Но 80% при этом на вопрос «Вы испытывали боль?» отвечали: «Да».
Боль — это плохо, боль не надо переносить, если вам больно. Особенно когда вы находитесь в стационаре. Это то, о чем вы должны в первую очередь сказать дежурной медсестре, лечащему врачу, дежурному, любому медицинскому персоналу, который оказывается в поле вашего зрения.
Фундаментальная наука продолжает изучать и открывать новые биологические субстраты, которые действуют на различные отделы проведения. И история изучения болей не завершена.
И мы избавимся от такого понятия, как абузусная боль. Есть такая боль, которая возникает вследствие приема обезболивающих препаратов. Постоянный, длительный прием обезболивающих имеет очень много подводных камней. И одним из таких подводных камней является абузусная боль, которая возникает вследствие приема постоянного лекарственного препарата. И если вы его не принимаете, боль еще больше начинает цвести, вас беспокоить.
Мечта — создание лекарственного препарата, который не будет сопровождаться негативными влияниями, побочками, который будет только обезболивать — и больше ничего! А не влиять на кровь, не влиять на те осложнения, которые сейчас, к сожалению, возникают при постоянном, длительном приеме.