Коварные растения
Представители мира флоры бывают удивительно коварны, если им нужно защититься от вредителей, оставить потомство или найти пропитание. Мы собрали самые хитроумные стратегии и методы, доказывающие, что растения не лыком шиты: они умеют притворяться, хитрить, обманывать и ради выживания способны на все, даже на убийство.
Расчетливые убийцы
Все растения-хищники по-своему коварны. Зачастую они копируют яркие цветы других растений, чтобы заманить в ловушку насекомых. Но, пожалуй, звание самого коварного убийцы заслуживает кувшиночник Nepenthes rafflesiana, растущий на острове Борнео. Свежее исследование показывает, что он умеет на время «отключать» свои кувшины-ловушки в засушливые дни, что позволяет ему поймать в свой капкан побольше муравьев. Охота выглядит так: муравей-разведчик, привлеченный запахом нектара, спокойно разгуливает по кувшинчатым листьям хищника. Затем, будучи коллективистом по духу, он отправляется в муравейник позвать товарищей, чтобы и они угостились вкусным нектаром. Когда же приходит отряд муравьев-работяг и начинает добывать еду, ловушка становится скользкой и все насекомые проваливаются в недра хищника.
Вампир идет на запах
Представитель семейства вьюнковых повилика не имеет ни корней, ни листьев, но, обвив растение-донора всем стеблем, при помощи присосок высасывает из него соки. Исследователи из Университета Пенсильвании доказали, что жертву растение-паразит выбирает неслучайно: оно чует запах и целенаправленно ползет в сторону донора. В 80% случаев повилика выбирает томат, который поближе, и при этом всегда игнорирует пшеницу.
Камуфляж
Растения выдумали множество защитных средств от травоядных животных: от колючек до ядохимикатов. Но есть одно дерево, которое приспособилось менять цвет, чтобы защитить свои молодые побеги, — псевдопанакс толстолистный. В юности оно имеет маленькие узкие листья, которые визуально сливаются с лесной подстилкой. Однако, когда побеги становятся выше 3 м, у них вырастают самые обычные листья. Новозеландские ученые нашли любопытное объяснение этому феномену: «камуфляж», согласно их исследованию, нужен был для защиты от трехметровых нелетающих птиц моа. Спектрографический анализ показал, что у вымерших 750 лет назад птиц были трудности с различением пестрых листьев. Доказательством также служит тот факт, что в местах, где птицы не водились, псевдопанакс не использует «камуфляж».
Крики о помощи
Табак, кукуруза, томат и огурец способны натравливать одни виды насекомых на другие. Когда гусеница мундук начинает поедать листья табака, растение распознает вредителя по слюне и «понимает», что обычное его оружие против вредителей — никотин в данном случае бессильно. Тогда табак начинает издавать сигнал SOS — особый запах, который привлекает клопов-хищников. В результате на листьях разворачивается микродрама: большеглазые клопы Geocoris pallens поедают гусениц-паразитов, высасывая из них кровь. Помидор тоже не так прост, как кажется: он способен вызвать ос-паразитов, выделяя специальные химические вещества, и примчавшиеся на зов «спасатели» быстро приканчивают «обидчиков» томата. Самое интересное, что растения вырабатывают сигнал SOS адресно — специально для определенного вида «защитников».
Обойти соперников
Растение недотрога, несмотря на название, очень живучее. Ее репродуктивная стратегия состоит в том, чтобы расти как можно скорее, захватывая питательные вещества и минералы конкурентов. Благодаря этому процент всхожести семян составляет 80%. Ученые проделали эксперимент: поместили недотрогу в горшок с другим растением и увидели, что она растет с огромной скоростью, подавляя конкурента. В другом случае в горшок поместили семена только недотроги — растения перестали конкурировать и развивались в нормальном темпе, безо всякой конкуренции.
Хитрость
Растениям приходится идти на хитрости, чтобы распространить свои семена: если легкую пыльцу разносят птицы и насекомые, то для транспортировки увесистых семян приходится привлекать тяжелую артиллерию — животных. Но только вот как их заставить быть курьерами? Репейник, не стесняясь, цепляется колючками за шерсть проходящих мимо зверей. А плодовые деревья придумали более изощренный способ: они производят вкусные плоды, проглотив которые животные, сами того не зная, распространяют семена. Меняя цвет плодов по ходу созревания, растения сами подсказывают, какой фрукт нужно сорвать. Неслучайно незрелые плоды, как правило, невкусные и зеленые, а спелые отличаются красивой окраской (обычно красной или желтой), приятным ароматом и вкусом. Некоторые рассчитывают на конкретных представителей фауны: например, раффлезия — на слонов и муравьев, а фиалка Viola tricolor — на хомяков, мышей и муравьев. У последней даже есть специальная приманка для муравьев, представляющая собой смесь сахара, жиров и белков. Съев этот «подарок», муравей избавляется от семян, выбрасывая их в мусорную кучу муравейника — а растению только этого и надо: здесь его не тронут мыши и можно расти без хлопот и забот.
Жжение и горечь
Горький огурец Momordica charantia, произрастающий в тропках Азии, в переводе означает «кусачий». Он проявляет хитрость при защите своих семян: пока те не созрели, все части лиан вызывают жжение, как крапива, а сами семена отталкивают своим горьким вкусом. Когда же созревание завершается, растение перестает быть жгучим, а плоды и семена становятся сладкими: этот недвусмысленный намек сигнализирует, что настало время собирать урожай. Впрочем, индусы плюют на стратегию растения и едят его неспелым. При сборе надевают перчатки, часами отмачивают недозревшие огурцы в соленой воде, удаляют горькие семена и хрумкают, считая, что так оно полезней. Удивительное варварство с точки зрения замысла природы!
Быстрее всех
В опылении важна скорость. Трава Stylidium по этому показателю чемпион: когда насекомое подлетает и задевает чувствительный отросток, растение выстреливает зарядом из своей пыльцы прямо в лицо гостю, не давая ему опомниться. Похожую тактику практикует цветок Microloma sagittatum, являющийся разновидностью южноафриканского молочая: он выстреливает пыльцой на кончик языка птице-нектарнице в момент, когда она пытается поесть. В итоге пернатые переносят пыльцу в клюве на другие цветы. За эту репродуктивную стратегию растение попало в Книгу рекордов Гиннесса с формулировкой «Самый оригинальный способ опыления».
Как насекомое
Орхидеи попали в Книгу рекордов Гиннеса с формулировкой «Самые лучшие имитаторы». Эти растения умело маскируются под самку насекомого, участвующего в опылении, напоминая ее и внешне, и запахом. Разные виды орхидей отращивают цветы разной формы, чтобы привлекать именно своих «опылителей»: пчел, ос или мух. Также они вырабатывают специальные феромоны, имитирующие запах самки — это окончательно сбивает самцов и заставляет их сесть на цветок. В процессе бессмысленных попыток совокупления насекомое подцепляет пыльцу и, раздосадованное, улетает к другой орхидее, участвуя в продолжении чужого рода.
Некоторые орхидеи умудряются использовать одного «курьера» дважды. Один вид повторяет позу подлетающей пчелы, другой — улетающей. В итоге, если пчела дважды сядет на разные цветы и примет нужную позу для спаривания, пыльца приклеится и на голову, и на заднюю часть туловища насекомого, и ему, несчастному, придется тащить на себе двойной груз.
Недавно ученые поймали на такой же хитрости южноафриканское растение Gorteria diffusa: некоторые ее представители обзавелись черными пятнами на оранжевых листах. Биологи заметили: если пятна достаточно приподняты и выглядят выпуклыми, самцы мух-пчеловидок Megapalpus capensis принимают их за самок и начинают «ухаживать», а если плоские — игнорируют.
Как мясо
Азиатский цветок-паразит Rafflesia вгрызается в лианы, имеет кроваво-красный окрас и издает запах гниющего мяса — за что, кстати, получил второе название «трупная лилия». Такие действия привлекают мух-опылителей: в поисках обеда они садятся и проваливаются в кольцевую борозду цветка, где находятся пыльники. Сам цветок достигает гигантских объемов: до 1 м и до 10 кг — и все ради того, чтобы его заметили, ведь он цветет лишь двое-трое суток, а от высева семян до цветения проходит около трех лет!
Как капли росы
Австралийская росянка как будто усыпана капельками росы, но стоит насекомым обмануться и подлететь, как они будут парализованы липким веществом, обездвижены и поглощены плотоядным растением. Кстати, Чарльз Дарвин считал росянку чуть ли не самым интересным растением на свете и мог часами наблюдать, как растение обхватывает мух своими волосками. «Росянка интересует меня больше, чем происхождение всех видов на свете», — писал ученый.
Источник: «Моя Планета».