Опасность цифровых монополий
В чем опасность Google, Amazon, Facebook и Apple и как цифровая экономика влияет на нашу жизнь. Эксклюзивное интервью Тима Коула, эксперта в области интернета, электронного бизнеса, социальных сетей и IT-безопасности.
В рамках II Международного научного форума «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика», организованного Государственным университетом управления, Тим Коул выступал с докладом на тему «10 выученных уроков Дикого Запада».
Во время выступления вы сравнили цифровую экономику с Диким Западом, откуда взялась такая аналогия?
Все пошло от покорения Дикого Запада. Мы сейчас находимся на той же стадии развития в плане Всемирной паутины. Интернет очень молод, он существует с 1994 года. В глазах истории это просто миг.
Одной из важнейших проблем, возникших на Диком Западе, были крупные монополии. Standard Oil и железнодорожные бароны определяли правила рынка и права потребителя. В результате они вызвали волну недовольства, протеста и сопротивления (в том числе физического), массовые забастовки. Конечно, для людей конца XIX века эти монополии казались настолько большими, что обуздать их казалось невозможным. Однако человечеству это удалось: мы забрали избыток власти у нефтяных монополий и создали новые законы, чтобы иметь возможность влиять на них. И сегодня происходит то же самое. Конечно, компании Google, Amazon, Facebook и Apple выглядят слишком крупными для того, чтобы их контролировать. Они делают что хотят, но это неправильно. Мы можем заставить их соблюдать правила, но сначала надо договориться, что это будут за правила. У нас, как у потребителей, гораздо больше власти, чем когда-либо в истории, мы можем заставить их плясать под нашу дудку. Но прежде всего мы должны прийти к согласию между собой.
Что ждет криптовалютные технологии в будущем, на фоне снижающегося курса и низкой скорости обработки операций?
В первую очередь нужно отличать блокчейн от электронных валют, это две совершенно разные вещи. Криптовалюты сегодня становятся инструментом или игрушкой инвесторов, и многие из компаний, создавших те или иные из них, вполне справедливо движутся в сторону банкротства. Однако технология блокчейна жизненно важна. Дело в том, что она решает самую большую проблему, которая есть в интернете на сегодняшний день, — отсутствие доверия. Вы действительно не знаете того, с кем торгуете в интернете. А вот при использовании блокчейна вы будете уверены в партнере. Останется ли блокчейн технологией только для криптовалютного рынка? Мне так не кажется. Например, эта технология подойдет для работы энергетических микросетей.
На какие основные тренды и тенденции в цифровой экономике стоит обратить внимание? Как она влияет на бизнес?
Блокчейн — очень важная разработка. Электронная торговля в ближайшем будущем превзойдет стационарную с точки зрения доходов. Amazon уже контролирует 25% электронного рынка напрямую и еще 25% — через своих партнеров на Amazon Marketplace. Это чересчур, слишком много власти сосредоточено в руках одной компании. Поэтому я считаю, что нам нужно лишить ее Amazon, а также создать новые правила, по которым рынок в дальнейшем будет функционировать. Вероятно, эта проблема будет решена внутри самой компании. Дело в том, что сотрудники крупных игроков цифрового рынка, таких как Amazon и Facebook, массово восстают против своих собственных боссов, заявляя: «То, что вы здесь делаете, аморально или незаконно». И я думаю, что это действительно изменит ситуацию. С Amazon проблема заключается в том, что она контролирует не только сам канал, электронную торговую площадку, но и имеет собственную логистику, платежную систему и инфраструктуру. Ни одна компания не должна иметь такую власть.
Почему бы и нет?
Потому что они будут злоупотреблять ей! Amazon уже делает это — например, отказывается платить налоги, говоря: «Нет, мы платим налоги только в Сиэтле, где находится головной офис компании».
Итак, вы говорите, что для налогов и транзакций могут применяться новые законы?
Я думаю, что европейцам и странам за пределами США нужно облагать налогами такие компании, как Amazon, в момент получения выручки на территории их стран, а не в момент непосредственного поступления дохода. В противном случае Аmazon направляет свои деньги, к примеру, куда-то через Ирландию и отказывается выплачивать свою часть обществу.
Как цифровые технологии меняют бизнес-процессы?
Они меняют бизнес-процессы во всем мире и работу бизнеса в целом. Мне нравится описывать это как тройной цифровой прыжок. Дело в том, что процессы постоянно меняются: вы переходите от аналогового способа передачи информации к цифровому, а затем от цифрового — к повсеместному использованию мощных смартфонов и планшетов, а затем от всего этого — к царству искусственного или самообучающегося интеллекта. Иногда, когда вы оглядываетесь назад, то не понимаете, как мы делали что-то раньше. Очень простой пример — маркетинг. Маркетинг в начале представлял собой человека, который громко кричал. Кто кричал громче всех — был лучшим маркетологом. Когда появился интернет, маркетолог стал иметь дело с настоящими людьми, с клиентами. При этом ему никогда не приходилось ни с кем разговаривать вживую, нужно было лишь отправлять аудитории релевантные сообщения. Однако теперь мы находимся на той ступени, где маркетинговая работа — это выходить на улицу, слушать и возвращать информацию назад в компанию. И это очень сложно тем, кто занимается маркетингом, потому что их не учили это делать. В университете им преподавали массовую коммуникацию, создание сообщений для потребителей. Теперь все наоборот! И то же самое происходит в производстве, в каждом отделе компании. Люди этих профессий должны изобретать себя заново.
Промышленное производство тоже подвержено изменениям?
Заводы? Конечно! Мы увидим рост автономных систем, автоматизация в будущем будет играть огромную роль. В Германии, Австрии и Западной Европе в целом число пожилых людей растет непропорционально быстро, поэтому альтернативы автоматизации нет. Мы автоматизируем, просто чтобы иметь возможность выполнять работу, потому что людей вскоре станет недостаточно. Автоматизация будет играть важнейшую роль в управлении цепочками поставок, алгоритмах самообучения, все это изменит работу фабрик. Конечно, это будет означать, что роботы будут делать многое из того, что люди делают сегодня. Но это нормально, потому что это скучные задания, неинтересная работа. Например, в супермаркетах Германии есть молодые женщины, которые в течение всего дня сканируют штрихкоды. Робот может делать это намного лучше. Потому что это довольно бесчеловечный способ провести свой день — просто сканировать вещи на кассе. И тогда, конечно, возникает вопрос: что делать с этими юными дамами, когда роботы возьмут на себя их работу? Нам нужно их обучать. Нам нужно сделать их достаточно квалифицированными для более интересных, более успешных трудовых позиций. Работодатели выиграют от этого. Конечно, это будет стоить рабочих мест, но так всегда бывает. Каждый раз, когда внедряется новая технология, кого-то приходится заменять. Я уверен, что это отличная идея. Сегодня мы стали гораздо более гибкими, мы можем работать дома или только в определенные часы, если на то есть наше желание. Проблема заключается в том, что работодатель чаще всего не желает брать в расчет эти возможности. В Германии у нас была статистика, согласно которой 75% всех работодателей отказывают своим работникам в работе из дома, хотя технология это позволяет. И причина в недоверии. Они не верят, что люди действительно работают, когда они дома. Однако недоверие никогда не было хорошей системой управления.
Значит, в принципе, ключевым фактором является доверие?
Мы должны создавать рабочие команды из профессионалов, увлеченных своим делом. Это породит взаимное доверие между ними и руководством. Дело не в том, что босс должен доверять рабочим, но также в том, что работник должен доверять боссу. Это совершенно новый способ управления компанией. Нам нужно что-то вроде Leadership 4.0.
Тим Коул (Tim Cole), эксперт в области интернета, электронного бизнеса, социальных сетей и IT-безопасности |