Законы миграции

Почему бедные не мигрируют, как быстро приезжие интегрируются в среду и почему в России нет Чайна-таунов. В гостях у ведущего передачи «Вопрос науки» Алексея Семихатова кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации Евгений Александрович Варшавер.

В какой-то момент хочется так красиво начать и сказать о том, что человек — существо мигрирующее. Это действительно так. В каком-то смысле первый мигрант был человек, который вышел из Африки или вышел из джунглей в саванну и тем самым стал человеком. В какой-то степени можно говорить о том, что человек стал человеком из-за миграции. С другой стороны, человек — это существо, которое мигрирует с проблемами и стрессом. То есть человеку скорее сложно менять свои биографические паттерны…

Согласно некоторому стереотипу, мигрируют потому, что нет денег, потому что они бедные. Ну так вот: самые бедные мигрировать не могут

Если как-то пытаться обозначить, о чем идет речь, можно говорить, что миграция — это движение человека, связанное с пересечением некоторой символической границы. Есть такой термин — «мигрант второго поколения». Собственно, здесь заложен оксюморон. С одной стороны, мигранты второго поколения — это дети мигрантов. Более того, согласно наиболее принятому определению мигрантов второго поколения, это люди, которые родились в принимающей стране. В стране, в которую переехали их родители. То есть люди, у которых нет миграционного опыта, называются мигрантами.

Почему мигранты второго поколения выделяются в отдельную категорию и исследуются — потому что у них есть в семейном анамнезе эмиграция. И эмиграция дает некоторое важное сущностное отличие этой категории от прочих категорий. Основная вещь, которая отличает мигрантов второго поколения, — это некоторые сложности с социальным капиталом, то есть полезными знакомствами, которые тебя могут к чему-нибудь привести. И мигранты второго поколения — это люди, которым их родители всерьез помочь не очень могут. Потому что они сами являются людьми, скажем так, с низким и небольшим социальным капиталом. У них нет полезных знакомств, которые они могут передать своим детям.

В какой степени мигранты второго поколения зарабатывают больше или меньше, чем сопоставимые немигранты? Разницы нет

В 1876 году британец немецкого происхождения Эрнст Эренштайн сформулировал некоторое количество того, что называл migration laws (миграционные законы). Довольно странно они звучат сейчас, и как бы из момента «сейчас» мы понимаем, что они очень контекстуальны. В частности, мигранты едут в промышленные центры, женщины мигрируют чаще, чем мужчины... В тот момент, когда я тут их недавно перечитывал, я понял, что могу привести примеры, которые опровергают эти законы по каждому пункту. Например, если мы говорим про миграцию из Узбекистана, 70% этого миграционного потока — это мужчины, 30% — женщины. Если мы говорим про раннюю миграцию в Соединенные Штаты Америки или в Австралию — это не миграция в промышленные центры. Это миграция по другим причинам и в связи с другими факторами. Законов нет, потому что мы находимся в зоне социальных наук, которая высоко контекстуальна.

Есть такое явление — позитивный отбор в миграцию. Согласно некоторому стереотипу, мигрируют потому, что нет денег, потому что они бедные. Ну так вот: самые бедные мигрировать не могут. Просто потому, что у них для этого нет ресурса. Практически во всех контекстах, если мы не говорим о беженцах, мигрируют те, кто называется «середина общества». Не богатые, не бедные, но средние…

Исследовательский стиль у нас прежде всего дескриптивный. С одной стороны, если ориентироваться на название научных статей в российских журналах, исследовано все. В тот момент, когда ты заглядываешь в журнал и смотришь методологию, ты приходишь к выводу, что на эти данные ты не можешь ориентироваться просто потому, что они получены непонятным образом. И наша задача состояла в том, чтобы ответить на этот вызов и понять, как происходит интеграция мигрантов в России.

Мигранты второго поколения, вопреки некоторому стереотипу и страху относительно этой группы, не образуют замкнутых мононациональных групп

В каком-то смысле можно говорить о том, что мы используем все возможные социологические методы. Это опросы на улице и это количественные опросы. Для того чтобы сделать хороший опрос, нужно то, что в социологии называется «основа выборки». Список всех людей, о которых мы хотим что-то сказать, и дальше случайным образом в идеальном случае мы собираем то, что называется выборка. Такого с мигрантами не может быть просто потому, что это перемещающееся население и хорошие основы выборки ты не сделаешь. Что можно сделать взамен? Можно сделать интернет-опрос.

Мы сделали опрос в социальных сетях, которые активно используют мигранты второго поколения: и Средняя Азия, и Закавказье. Собственно, это те люди, тот объект, который мы исследуем. Мигранты второго поколения по некоторой особой процедуре таргетировались, и им предлагалось пройти социологический опрос. Например, говорилось: «Армянка, но выросла в России? Пройди опрос и расскажи про свою жизнь». В тот момент, когда они кликали на это объявление, они переносились на специальный сайт, где была размещена анкета, и дальше проходили соответствующий опрос.

Образование у мигрантов второго поколения в России

Прежде всего был опрос (это называется «структурная интеграция»): в какой степени мигранты второго поколения зарабатывают больше или меньше, чем сопоставимые не мигранты? Разницы нет. Но в том, что касается уровня образования и доли людей, которые получают высшее образование, здесь разница есть — и довольно серьезная. Вот самые образованные у нас — это закавказские мигранты второго поколения, больше чем в половине случаев они получают высшее образование. Я помню, как в Москве мы пытались найти армянина или армянку, мигрантов второго поколения, которые не имеют высшего образования, и за этим нам пришлось аж в Люберцы ехать. Высшее образование у мигрантов второго поколения из Средней Азии — только в 23% случаев. В каком-то смысле эти цифры приблизительные, потому что у нас нету переписи или статистики из образовательных учреждений. Тем не менее с точки зрения сравнения можно говорить о том, что да, действительно, закавказские мигранты второго поколения образованнее, чем местные.

Изучали мы и другие явления. Например, каков процент представителей той же национальности в кругах общения соответствующих категорий. Если, например, у человека национальность татарин, то можно говорить о том, что в среднем в 75% случаев его друзья будут татары. Мигранты второго поколения, вопреки некоторому стереотипу и страху относительно этой группы, не образуют замкнутых мононациональных групп.

Когда мы говорим про разрыв между мигрантами второго поколения из консервативных обществ и местными — это миф. Мы четко видим, что в культурном смысле существенной разницы нет

Следующее явление, которое мы изучали, — это гендерные и брачные нормы: «женись на армянке», «жена должна сидеть дома», «в семье все решения должен принимать муж». Собственно, то, что меня поразило: мигранты второго поколения чуть более консервативны, чем местные, но отличаются не сильно. Местные русские практически в половине случаев говорят, что в семье все решения должен принимать муж. То есть представляете, в каком консервативном обществе мы живем! И скорее, когда мы говорим про разрыв между мигрантами второго поколения из консервативных обществ и местными, — это миф. Мы четко видим, что в культурном смысле существенной разницы нет…

В общем, примерно последние 100 лет наука, связанная с интеграцией, пытается как-то работать. В частности, нет единого принимающего общества. Существуют разные его сегменты. И в каком-то смысле нет неинтегрированных мигрантов. Все мигранты интегрируются в тот или иной сегмент, и дальше возникает вопрос «куда?»…

Россия очень неплохо в этом смысле устроена, потому что советское наследие эгалитарное. Результатом, например, является то, что в России не складывается этнических районов в западном понимании. Более того, у нас довольно эгалитарная система образования, и все это позволяет мигрантам второго и последующих поколений полностью интегрироваться в российский мейнстрим…

Мои прогнозы на эту тему в целом позитивны. Те ужастики, которыми любят нас пичкать желтые средства массовой информации, в общем, там и остаются. Это ужастики, которые не имеют отношения к действительности.

Читайте также
Испытатель российской вакцины заразился коронавирусом. Препарат не работает?
Испытатель российской вакцины заразился коронавирусом. Препарат не работает?
Большинство считает, что вакцина обязана предотвращать заражение. Но это не так.
Как поймать темную материю
Как поймать темную материю
Темная материя есть даже в вашей комнате, но как ее поймать?
Венера — наша историческая родина?
Венера — наша историческая родина?
Благодаря находке фосфина в облаках Венеры, астрофизики обрели веру в возможность обнаружения внеземной жизни.