100 лет терменвоксу
Сто лет назад российский изобретатель Лев Термен придумал удивительный инструмент для электрической генерации звука — терменвокс. Первые слушатели называли его «музыкой воздуха», «музыкой эфирных волн», «музыкой сфер», «небесным» инструментом и «сферофоном». В наши дни Льва Термена считают отцом электронной музыки, а его терменвокс — единственный бесконтактный музыкальный инструмент — все еще живет и играет. Предлагаем послушать и узнать больше о чудо-изобретении прошлого века.
Создание терменвокса
В 1919 году Лев Термен получил задание от физика Абрама Иоффе заняться радиоизмерением диэлектрической постоянной газов при переменной температуре и давлении. Термен придумал прибор: генератор электрических колебаний на катодной лампе.
Испытуемый газ в полости между металлическими пластинами был элементом колебательного контура — конденсатором, который влиял на частоту электрических колебаний. В процессе работы над повышением чувствительности установки возникла идея объединения двух генераторов, один из которых давал колебания определенной неизменной частоты. Сигналы от обоих генераторов подавались на катодное реле, на выходе которого формировался сигнал с разностной частотой. Относительное изменение разностной частоты от параметров испытуемого газа было намного больше.
При испытаниях в лаборатории в Политехническом институте оказалось, что прибор издавал звук, высота и сила которого зависела от положения руки между обкладками конденсатора. Так в этом же году был изобретен первый в мире электронный музыкальный инструмент, первоначально названный этеротон (звук из воздуха, эфира). Вскоре он был переименован в честь изобретателя и стал называться терменвокс.
Первый концерт
Лев Термен по счастливому стечению обстоятельств был не только талантливым изобретателем, но и музыкантом: он окончил консерваторию по классу виолончели и поэтому смог подобрать мелодии на терменвоксе. Делая рукой жесты вблизи антенны, он научился играть, в частности, «Этюд» Скрябина, «Лебедя» Сен-Санса, «Жаворонка» Глинки. Первый полноценный концерт ученый устроил в ноябре 1920 года на заседании кружка механиков.
Принцип извлечения музыки на терменвоксе состоит в том, что при движениях рук вблизи антенн изменяется емкость колебательного контура и, как следствие, меняется частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за изменение тона, а горизонтальная подковообразная антенна — за изменение громкости.
Как Ленин играл на терменвоксе
Слава об изобретении терменвокса из научных кругов дошла до главы страны Владимира Ленина, и он, как сторонник электрификации, был очень заинтересован необычным электроинструментом и системой электросигнализации, которую также разработал Лев Термен. По приглашению вождя ученый устроил концерт в Кремле весной 1922 года. Сначала показал бесконтактную сигнализацию: она срабатывала на расстоянии и была сделана по тому же принципу, что и терменвокс. Затем была музыка: «Аве Мария», ноктюрн Шопена, романс «Не искушай меня без нужды» в исполнении Льва Термена. Ленин был впечатлен и даже поучаствовал в концерте.
«Во время игры очень интересно было следить за выражением лица Владимира Ильича: оно менялось в зависимости от характера фраз. Если фраза минорная — у него лицо делалось печальным, а если часть мажорная — у него лицо было радостное». После аждой вещи он сильно аплодировал. А после "Жаворонка" Глинки, которого я сыграл с Фотиевой, ему захотелось попробовать самому. Он подошел к инструменту, я встал сзади, взял его за правую и левую руки, чтобы можно было ими двигать вперед и назад. И так, "в четыре руки", мы сыграли с Лениным "Жаворонка". У Владимира Ильича оказался замечательный слух, и он быстро освоился с инструментом», — вспоминал о том дне Термен в мемуарах
После концерта Ленин задал много вопросов изобретателю и даже написал в письме к Троцкому: «Обсудить, нельзя ли уменьшить караулы кремлевских курсантов посредством введения в Кремле электрической сигнализации? Один инженер, Термен, показывал нам в Кремле свои опыты…»
Терменвокс шагает по миру
В 1927 году Термен получил приглашение на международную музыкальную выставку в Франкфурте-на-Майне. Научный доклад был подкреплен концертом на терменвоксе. Публика была потрясена «музыкой из воздуха» и самим принципом бесконтактного звукоизвлечения.
Представьте себе. Пустая сцена, на ней стоит небольшой ящик с торчащей короткой блестящей антенной. К нему подходит музыкант и начинает дирижировать. Инструмент не имеет ни клавиш, ни струн. Связь между инструментом и руками музыканта нематериальна, она на расстоянии. По тем временам это было настоящее чудо!
На Термена посыпались приглашения со всей Европы. В 1928 году изобретатель, оставаясь гражданином СССР, переехал в США, запатентовал терменвокс и свою систему охранной сигнализации. Американские производители купили у него право на серийный выпуск упрощенной версии терменвокса, но очень скоро выяснилось, что этот инструмент невозможно сделать массовым, так как мало кто способен на нем играть. Сегодня существует несколько школ, обучающих игре на терменвоксе. Одну из них возглавляет правнук Льва Термена — Петр Термен.
По инициативе Петра Термена на сайте Theremin Today проходит конкурс Theremin Star, посвященный 100-летию терменвокса. В каждом туре публикуются видео лучших исполнителей со всего мира, в голосовании могут принять участие все желающие. Финал конкурса состоится в декабре 2019-го: победитель выступит на юбилейном фестивале «Терменология», остальные финалисты получат памятные призы к 100-летию терменвокса.