Захватчики
История одомашнивания собаки оказалась вдвое длиннее, чем считалось ранее. Объединение двух видов хищников для охоты на мамонтов привело к захвату всей планеты. Фрагменты из книги профессора антропологии Пэт Шипман «Захватчики», рассматривающей эволюционный успех наших предков с позиций инвазионной биологии.
Я поддерживаю точку зрения, что человек — это самый экологически агрессивный вид из всех когда-либо существовавших. С момента своего эволюционного возникновения в Африке около 200 000 лет назад наш вид распространился по всему миру, захватывал один географический регион за другим и занимал все новые местообитания до тех пор, пока не освоил все континенты. Мы живем в знойных тропиках и на дальнем ледяном севере, на вершинах гор и в широких долинах, на островах, на континентах и на островных континентах, в пустынях, в джунглях и в лесах умеренных широт, в открытых и закрытых ландшафтах. Мы не живем под водой, разве что в искусственных местообитаниях вроде подводных лодок, тем не менее многие люди живут на кораблях, в лодках или в плавучих поселках на озерах и реках. Мы обосновались практически в каждой среде обитания. Этот факт внушает страх и благоговение.
Приспособляемость, хитрость и технологии, которые сделали возможным наше столь широкое географическое распространение, говорят о том, что наш инвазивный успех неповторим ни для одного другого вида…
Около 45 000 лет назад начались быстрые колебания климата, когда холодные и сухие периоды сменялись более теплыми и влажными. Холодные периоды привели к появлению степной мамонтовой фауны, состоящей из гигантских видов животных, адаптированных к холоду... Подобные перемены происходили и ранее во время предыдущего глобального цикла ледниковых и межледниковых периодов. Популяции животных приспосабливались, перемещались или изменялись для того, чтобы выжить в новых условиях.
Однако в этот раз появился новый высший хищник — человек современного типа, численность популяции которого и занимаемая этой популяцией территория значительно выросли…
В период между 40 000 и 35 000 лет назад начали появляться новые типы стоянок, которые свидетельствовали о необычном поведенческом или технологическом прорыве. Был создан новый, более эффективный способ охоты на крупных травоядных, в частности на мамонтов. Эти стоянки принадлежали людям современного типа.
Были найдены огромные граветтские стоянки — я их называю мегастоянки, — сохранившие множество мамонтовых останков, которые доминируют в числе обнаруженных останков животных. Отличительной чертой этих мегастоянок являются круглые и реже прямоугольные строения, выполненные преимущественно из мамонтовых костей, а сверху, предположительно, накрытые мамонтовыми шкурами. На стоянках было обнаружено множество кострищ и углублений от шестов, на которых, вероятно, держались мамонтовые шкуры. Постройки из мамонтовых костей нередко были частью крупных комплексов, в состав которых входили площадки для разделки туш, амбары и мастерские. Стоит особо отметить потрясающее количество мамонтовых костей, сконцентрированное на небольшой территории. На отдельных стоянках (или на отдельных стратиграфических уровнях в пределах стоянок) было найдено около 10 000 фрагментов костей, принадлежащих, по приблизительным оценкам, 150 мамонтам. Хотя были обнаружены кости и других видов животных, тем не менее останки мамонтов доминируют в собранных коллекциях — их количество достигает 90% от общего числа костей.
Насколько такая плотность распределения мамонтов необычна? Мы можем сравнить мамонтов только с живущими ныне слонами… По данным Национального парка Хванге в Зимбабве, на охраняемых территориях плотность распространения современных африканских слонов варьируется от 0,14 до 16 особей на 1 км2... в периоды засухи места гибели слонов были сосредоточены вблизи источников воды, плотность распределения туш составляла 1,5 штуки на 1 км2.
На граветтской стоянке в Краков-Спаджице (по последним данным, эта стоянка датируется 29 000–28 000 гг. до н. э.) плотность распределения мамонтов составляет приблизительно одну особь на 1 м2 стоянки. Это совершенно абсурдный показатель, который на несколько порядков превышает зафиксированную в Хванге плотность расположения туш слонов, погибших вследствие засухи. Мамонты не могли находиться так близко друг к другу, когда они были живы. Столь высокая плотность позволяет предположить, что эта стоянка была местом убийства и разделки мамонтов, где их туши разрезали на куски, отделяли мясо, а в некоторых случаях подвергали термической обработке (готовили для употребления в пищу)...
Самыми заметными представителями гильдии хищников, на которых кризис не сильно повлиял, оказались волки и люди современного типа — Homo sapiens. Несмотря на то, что хищнический образ жизни подвергает виды повышенному риску вымирания, для одного из этих двух выживших видов характерна очень низкая скорость воспроизводства (люди), а другой вид (волки) дает потомство ежегодно. Скорее всего, такой репродуктивный темп был свойственен многим видам хищников, подвергшимся локальному или глобальному вымиранию, например пещерным львам, пещерным гиенам, красным волкам и, возможно, гомотериям. Значит, кроме пищевой цепочки и темпа репродукции ключевую роль играл некий дополнительный фактор…
2009 г. группа под руководством Матьё Жермонпре начала публиковать некоторые из своих удивительных открытий. Жермонпре интересовало, когда и где впервые произошло одомашнивание волка. Она намеревалась проанализировать строение и пропорции черепа, которые отличали собак от волков…
С помощью обычных анатомических измерений группа Жермонпре составила различные соотношения, определяющие пропорции и общую форму черепов. На основе этих референтных образцов известных представителей псовых с помощью сложных статистических методов ученые определили необходимый набор измерений, который позволил бы отличить одну биологическую группу от другой…
Самой большой неожиданностью стали результаты передатировки идентифицированных группой Жермонпре останков собаки, которые были найдены на территории Бельгии. Анализ двух образцов, проведенный Оксфордской лабораторией с помощью современных методик, показал, что возраст этих останков — приблизительно 32 000 некалиброванных лет (или около 36 000 калиброванных лет). Это было неудивительно, если учесть, что среди археологических находок были ориньякские орудия, созданные людьми современного типа. До этого исследования было принято считать, что самые древние доисторические собаки существовали около 18 000 лет назад или, что более вероятно, около 14 000 лет назад. Находка собачьих останков возрастом 36 000 лет была беспрецедентной...
По мере продвижения исследования, когда появились более крупные образцы останков древних собак или волкособак, возникли некоторые интересные вопросы. Прежде всего, вопрос об особенностях этих необычных псовых. Были ли они собаками? Или они были волками? На данный момент я называю их волкособаками, поскольку не до конца ясно, к какой группе они относились. Однако я не имею в виду, что они были гибридами настоящих одомашненных собак и волков, как те животные, которых называют волкособами в современной популярной прессе…
Доместикация собак произошла задолго до доместикации других видов животных и сельскохозяйственных культур, которая началась около 9000 лет назад. Это означает, что люди, которые занимались приручением собак, были охотниками и собирателями, но не земледельцами или скотоводами. Данный факт опровергает одну из наиболее популярных теорий о доместикации собак. Суть теории, предложенной Реем и Лорной Коппингер, а затем растиражированной во многих публикациях, состоит в том, что волки, которые обитали вблизи человеческих поселений и питались со свалок пищевых отходов, постепенно становились более терпимыми к присутствию человека и в итоге сами собой превратились в домашних собак. Однако, если доместикация произошла за несколько тысячелетий до возникновения земледелия, постоянных поселений и свалок пищевых отходов, тогда предки домашних собак не могли прийти к совместному существованию с людьми этим путем…
Почти все волкособаки, идентифицированные по морфологическим особенностям черепа или челюстей, были найдены на удивительных мамонтовых мегастоянках, что свидетельствует о выдающихся успехах людей в охоте. На сегодняшний день никто из археологов не трактовал изобилие обработанных камней на подобных стоянках как свидетельство появления новых орудий или новой технологии, которые могли бы обеспечить более эффективную и успешную охоту на мамонтов.
В чем именно заключается моя идея? Говоря простым языком, я выдвигаю гипотезу, согласно которой странная группа волкособак на самом деле появилась в результате первой попытки доместикации, обеспечившей некоторые преимущества в охоте, объясняющие, в свою очередь, образование мамонтовых мегастоянок. Появление обильной пищи, особенно богатого жиром мяса мамонтов, способствовало непрерывному росту популяций людей современного типа и увеличению занимаемой ими территории.
В книге профессора антропологии Пэт Шипман «Захватчики» собраны убедительные доказательства того, что основным фактором гибели неандертальцев была прямая конкуренция с пришедшим на ту же территорию современным человеком. Опираясь на инвазивную биологию, которая говорит, что чем вид ближе к инвазивным хищникам, тем с большей конкуренцией он столкнется, Шипман отслеживает разрушительное воздействие растущей популяции человека современного типа: сокращение ареала неандертальца, деление его популяции на небольшие группы и утрату генетического разнообразия данного вида.
Издательство: «Альпина нон-фикшн»