Откуда берется дежавю?

Отвечает кандидат психологических наук Валерия Александровна Гершкович, лектор культурно-просветительского проекта «Архэ».

Дежавю (фр. déjà vu, «уже виденное») — это внезапное непроизвольное чувство, что некоторое событие, которое вы сейчас переживаете, уже было пережито вами ранее. Например, вам кажется, что вы уже заходили в этот дом или слышали этот разговор, даже когда на самом деле понимаете, что такого просто не могло быть. Иногда это переживание сопровождается чувством, что вы знаете, что будет происходить дальше. Дежавю — это такой феномен, при котором человек ярко переживает чувство знакомости ситуации, при этом рационально зная, что это не так.

Существует довольно много разных гипотез, которые пытаются объяснить причину возникновения дежавю. В общем виде именно психологические гипотезы можно разделить на две группы.

 

Дежавю — это феномен восприятия 

Согласно этому подходу дежавю происходит вследствие того, что человек как бы дважды обрабатывает поступающую сенсорную информацию в быстрой последовательности. Первый раз — быстро, в условиях неполного внимания, часто обрывочно. Второй раз поступающая информация кажется неожиданно знакомой, потому что связывается с той информацией, которая только что поступила. Этот подход во многом опирается на гипотезу возникновения чувства знакомости, которая была проверена в исследованиях Джакоби и Уитлси (1989). Исследователи на первом этапе дали испытуемым задание запомнить список слов. На втором этапе они предъявляли слова для узнавания, добавив также и новые слова. Испытуемые должны были отвечать, «было» или «не было» данное слово на первом этапе. Перед каждым словом, которое предъявлялось для узнавания, исследователи на подпороговом уровне (то есть без возможности осознания) предъявляли либо то же самое слово (идентичное), либо неидентичное, либо вообще ничего не предъявляли. Оказалось, что, если новое слово предъявить дважды — сначала на подпороговом уровне, а потом сразу на уровне осознания, —испытуемые ошибочно считают, что оно ранее ими запоминалось на первом этапе. Авторы предполагали, что ускорение обработки информации, вызванное подпороговым предъявлением стимула, спровоцировало возникновение чувства знакомости, которое человек ошибочно приписал тому, что он уже сталкивался с этим словом ранее.

 

Дежавю — это феномен памяти

В рамках этого подхода предполагается, что какой-то аспект ситуации на самом деле является знакомым, хранится в памяти, но источник этой знакомости забыт, то есть не осталось информации о том, где, как и когда случилось событие. Такое объяснение восходит к выделению Э. Тульвингом двух отдельных подсистем памяти: семантической (в ней хранятся обобщенные знания о мире) и эпизодической (память на конкретные характеристики события: где, как, когда оно было получено). Извлечение из семантической памяти сопровождается переживанием «я это знаю», а из эпизодической — «я это помню».

Могут возникнуть такие ситуации, когда человек уже действительно сталкивался с самой ситуацией или ее характеристиками, но не помнит об этом. Когда он попадает в новую ситуацию, информация обрабатывается и соотносится с уже хранящейся в долговременной памяти информацией о событии, возникает «чувство знакомости» и переживание «я это уже видел». Исследователи (Brown & Marsh, 2008) проверяли эту гипотезу следующим образом. Они попросили студентов принять участие в исследовании, предварительно подробно опросив их, какие университетские кампусы они когда-либо посещали. На первом этапе исследования студентам предъявляли множество различных фотографий из университетских кампусов, в которых испытуемые когда-то побывали и в которых они точно не бывали. Фотографии предъявлялись в очень быстром темпе, задачей испытуемых было обнаружить спрятанный в фотографиях крестик. Через неделю они возвращались и проводился второй этап исследования. Испытуемым очень быстро, на полсекунды, предъявлялись фотографии того кампуса, в котором они учатся сейчас; тех кампусов, которые они посещали перед поступлением и фотографии которых видели на первом этапе; фотографии тех кампусов, которые они видели на первом этапе, но никогда на самом деле не посещали; фотографии кампусов, которых они не посещали и не видели на первом этапе. После предъявления каждой фотографии студентов спрашивали, были ли они когда-нибудь в этом кампусе. Студенты ошибочно говорили, что они посещали те кампусы, которые на самом деле никогда не посещали, но фотографии которых видели неделю назад.

Дальнейшие исследования показали, что совершенно не обязательно, чтобы все детали прошлой и нынешней ситуации полностью совпадали для возникновения чувства дежавю. Подчас достаточно только того, чтобы совпала отдельная деталь или характеристика события и возникшее от этого совпадения чувство знакомости распространилось и на другие компоненты ситуации. Более того, исследователи (см., например, Cleary et al., 2009) показывают, что достаточно лишь общего смыслового сходства ситуаций, чтобы возникло чувство знакомости. Подкрепляют эту гипотезу данные, что участки мозга, участвующие в извлечение информации из памяти, являются активными и в тот момент, когда люди переживают дежавю.


Валерия Александровна Гершкович, кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории нейровизуализации Института мозга человека им. Н. П. Бехтеровой РАН, доцент кафедры проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ и лектор культурно-просветительского проекта «Архэ»

28.03.2019 13:07:23