Как научиться забывать
Если запретить человеку думать о чем-то, он будет думать именно об этом — таково свойство нашей психики. Это доказывает научный эксперимент о белом медведе, который неоднократно проводился учеными и даже писателями.
Рождение опыта
Почему именно белый и именно медведь? Опыт первым описал Лев Толстой в своих «Воспоминаниях». Когда будущий писатель был маленьким, он страстно хотел попасть на воображаемую Фанфаронову гору. Про нее рассказывал старший брат Николенька, одаренный необычайным воображением. Он же придумал «муравейное братство», которое наступит, когда откроется некая тайна, написанная на зеленой палочке, спрятанной на краю оврага. И тогда «все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями», — описывал детские фантазии Николая повзрослевший Лев Толстой.
Однажды Николай дал Лёве и еще двум своим младшим братьям — Сереже и Мите — особенные задания, после исполнения которых обещал сводить их на Фанфаронову гору. Одним из условий было встать в угол и не думать о белом медведе. Но будущему писателю сделать это так и не удалось.
«Помню, как я становился в угол и старался, но никак не мог не думать о белом медведе», — писал позже об этом опыте Лев Толстой
Мальчику Лёве было четыре или пять лет, то есть первый эксперимент о белом медведе относится примерно к 1833 году. Спустя 30 лет об этом же опыте как о непосильной задаче упомянул Федор Достоевский.
«Попробуйте задать себе задачу: не вспоминать о белом медведе, и увидите, что он, проклятый, будет поминутно припоминаться», — написал Федор Достоевский в «Зимних заметках о летних впечатлениях» в 1863 году
Научные эксперименты
Ученые приняли вызов русских писателей и решили проверить, так ли это невозможно.
Наткнувшись на цитату Достоевского, профессор психологии Гарвардского университета Дэниел Вегнер поставил эксперимент на студентах в 1980-х годах. Добровольцы были разделены на две группы. Первой Вегнер разрешил думать о белом медведе, а второй — запретил о нем вспоминать в течение пяти минут. По ходу опыта студенты, которых все-таки посетит мысль о злополучном звере, должны были звонить в колокольчик. Выяснилось смешное: мысли о белом медведе возникали у всех, кто старался о нем не думать — колокольчики так и звенели, в среднем каждый вспомнил о животном более одного раза в минуту. Ограничение привело к обратному эффекту: запретная мысль становилась навязчивой. У первой группы такого эффекта не наблюдалось.
У опыта было интересное продолжение: когда ученый разрешил добровольцам из «запретной» группы любые мысли о белом медведе, оказалось, что они стали думать о нем чаще, чем студенты из первой группы, у которых вообще не было установки на подавление мысли. Вегнер назвал это «эффектом отскока». После этого ученый разработал теорию иронических процессов, чтобы объяснить, почему нам так трудно подавить нежелательные мысли. Дело в том, что, когда мы пытаемся не думать о чем-то, одна часть нашего сознания действительно избегает запрещенной мысли, но другая — периодически «проверяет», правда ли эта мысль не приходит нам в голову. Эти две системы психического контроля сводят на нет наши попытки не думать о чем-либо и приводят к противоположному результату.
«Белый медведь» не так уж безобиден
Эффект белого медведя распространяется на различные психологические проблемы и расстройства. Например, курильщикам, которые стараются не думать о сигаретах, труднее от них отказаться, что подтверждают опыты оксфордских ученых Пола Салковскиса и Мартина Рейнолдса 1990-х годов. Они выяснили, что подавление мыслей о курении порождает более сильную тягу к табаку, поэтому отвлечь курильщика от навязчивых мыслей запретами невозможно, требуется переключить его внимание на что-либо другое.
Врачи, занимающиеся депрессиями, отмечают этот же эффект у своих больных: попытки забыть о неприятных инцидентах и грустных событиях обречены на провал, при запретах они, словно бумеранг, возвращаются и не дают покоя. На том же принципе основан психологический эффект Зейгарник, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершенные.
Гораздо раньше Вегнера, в 1927 году, советский психолог Блюма Зейгарник, основательница патапсихологии в нашей стране, провела эксперимент над памятью испытуемых. Ее подопечные собирали мозаику и выполняли другие задания за короткое время. При этом некоторым нарочно не давали закончить работу и забирали материал, ссылаясь на нехватку времени, после чего давали выполнять другие задачи. После эксперимента участники перечисляли все задания, которые они запомнили. Оказалось, что те, кому удалось собрать мозаику, почти не вспоминали о ней, а те, кого прервали, только о ней и думали. Даже те, кого психолог попросила забыть об этом незавершенном задании, не смогли выкинуть этот инцидент из головы.
По наблюдениям Вегнера, эффект белого медведя сильнее проявляет себя, когда испытуемый находится в состоянии стресса. И даже если человек сознательно пытается внушить себе состояние счастья, он чувствуют себя хуже, чем тот, кто культивирует в себе несчастье. При попытке уснуть подопытные Вегнера подтвердили его теорию. Участники, которым настоятельно рекомендовали заснуть как можно скорее под звуки громкой музыки, засыпали дольше, чем те, кто даже не пытался уснуть. Невозможность контроля демонстрировал и опыт с маятником: если добровольцам ставилась задача удержать маятник от колебания в определенную сторону, он качался в эту сторону чаще, чем у тех, кому такое условие не ставилось.
Как прогнать «белого медведя»?
Конечно, «белый медведь» — только частный случай. Под ним можно иметь в виду все нежелательные мысли, в том числе суицидальные. Вегнер за четверть века практики разработал стратегию, позволяющую побороть «белого медведя».
В своих интервью Вегнер советовал откладывать нежелательные мысли на потом — например, до будущей среды. Это похоже на стратегию героини романа «Унесенные ветром» с ее любимой фразой: «Я подумаю обо всем этом завтра». В одном из опытов Вегнер предложил участникам вместо белого медведя сосредоточиться на образе красного фольксвагена — и это сработало. Оказалось, что навязчивую мысль можно заменить другой.
Учеными было также замечено, что, если человеку отвести полчаса в день на нежелательные раздумья, он не будет беспокоиться на эту тему в течение остальной части дня. Ментальный контроль можно усилить также за счет медитации — она помогает очистить голову и избежать нежелательных мыслей.