Помпеи живые и мертвые
Что ели на завтрак богачи и нищие Римской империи, чем фрески напоминают окна и как мозаика может помочь отпугнуть вора — быт и нравы погибшего города.
Современный регион Италии Кампанья подарил миру пиццу и комедийную маску итальянского театра дель арте — Пульчинеллу, образ веселого простолюдина, оживляющего действие постановки. Однако менее 2000 лет назад в самой Кампанье разыгрывались совсем не комедийные события, связанные с извержением вулкана Везувий. Причин популярности этого события в массовой культуре вплоть до съемок блокбастеров несколько. Во-первых, детальное описание события Плинием-старшим (по его имени извержения этого типа теперь называют плинианскими). Во-вторых, из-за практически полностью сохранившихся городов Помпеи и Геркуланум, а также вилл Стабий, ставших «временными капсулами» — идеальным объектом исследования для ученых и всемирно известными достопримечательностями.
Еда и напитки
Древняя фреска. Вилла Юлии Феликс в Помпеях, 50–79 годы
Чтобы понять, что представление о еде и способах приема пищи у древних римлян отличалось от нашего, достаточно привести простой факт о хлебе.
Все мы привыкли к буханке хлеба, которую ежедневно берем с полки в магазине. Каждое утро ее привозят из хлебокомбината. Многие граждане Рима, относящиеся к бедным и средним слоям общества, вовсе не знали этой картины. Они могли сами пойти в пекарню и запечь хлеб по собственному рецепту. Для этого в лавках, продающих хлеб, стояли специальные печи, которые можно было арендовать.
Кстати, сам римский хлеб тоже отличался от привычного нам: он был тверже (в основном из-за муки и закваски более низкого качества) и хуже впитывал воду. Однако жесткость такого хлеба с легкостью компенсировалась разнообразием. Почти к каждому блюду мог быть подан свой вид хлеба — был даже такой, который ели только с устрицами.
Необычным для современного наблюдателя могут показаться как некоторые блюда, так и распорядок приема пищи.
Римляне вставали рано, в 6 часов утра. Тогда же они и завтракали (завтрак назывался jentaculum). Он состоял из хлеба (или пшеничной лепешки) с финиками и медом, которые запивали вином. Часто завтраком могли быть остатки еды с ужина. Немного мяса с хлебом и сыром употребляли на ланч (prandium) примерно в 11 часов утра. Основным же приемом пищи был обед (cena), состоявший из трех частей. Первая часть, или gustatio, — яйца, моллюски или мясо с оливками. Ее часто сопровождал mulsum — разбавленное водой вино, подслащенное медом. Затем следовал ряд блюд (fecula), после которых подавали мясо или рыбу (caput cenae). Римская элита могла позволить себе caput cenae в виде зажаренной целиком свиньи или экзотической птицы (страуса или павлина). Фрукты и орехи подавали на десерт (mensae secundae).
Многие блюда римляне любили приправлять соусом гарум (garum), который делали из мелкой рыбы и рыбных отходов с добавлением уксуса, соли или вина. Он был настолько популярен, что практически в каждой провинции был свой рецепт, а в некоторых он полностью заменял соль.
Во времена Римской Республики обед приходился на время современного ланча. В интересующий нас год — 79-й н. э., то есть уже во времена империи, — обедали поздним днем или рано вечером. Если дома были гости, то cena, сопровождаемая общением и возлияниями, могла продолжаться целых четыре часа! И после обеда можно было спокойно унести с собой часть понравившегося блюда. Хозяином это расценивалось исключительно как комплимент.
Перед отходом ко сну ели просто хлеб с фруктами.
Если с диетой римской знати все более-менее понятно, то что же употребляла в пищу римская беднота? Конечно, ее питание было гораздо скромнее. Рацион составляла так называемая средиземноморская триада: злаковые (ячмень или пшеница – для каши и пива), оливковое масло (которое ели с хлебом и овощами) и виноград (для выделки вина, уксуса или высушивания в виде изюма).
Но как же удовлетворить потребность в белке? Одной из возможностей было разведение… маленького грызуна, сони-полчка, в специальном горшке при входе в жилище.
Интерьеры римских вилл
Чтобы описать обстановку римских домов, обратимся к свидетелю эпохи, который оставил для нас познавательный и подробный рассказ. «Меня зовут Сервий. Я потомственный клиент. Согласно древнему обычаю римляне, которые не могут обеспечить себя, ищут богатого и могущественного покровителя. Таким для меня стал римский патриций Публий Виргилий Аттилий. С раннего утра, чтобы получить несколько динариев на жизнь (sportula), я иду к его дому. Каждый клиент норовит пораньше получить свою долю, из-за чего у входа в виллу, или вестибулум, толчея. Вхожу в толпу. Толчок локтем… Вот я и внутри.
Я стою в небольшом атриуме. Его стены выкрашены в красный цвет. Света немного, он пробивается сверху через отверстие посреди крыши. Под ним на полу бассейн-имплювий, он полон воды — вчера прошел дождь. Я следующий в очереди — передо мной только старик в видавшей виды коричневой тунике. Через его плечо можно разглядеть, как в таблинуме, комнате для деловых встреч, беседуют патрон и очередной клиент. Их черты неясны — сзади, из сада, называемого "перистилиум", светит солнце. Говорят, что там мой патрон держит диковинных птиц, самцы которых обладают перьями с синим отливом, а необыкновенной красоты хвост расходится, подобно лучам солнца (имеется в виду павлин, но римлянин такого слова просто не знал. — Прим. авт.). Но довольно мечтаний: моя очередь. "Ave, patrone, ave!" Сегодня патрон в хорошем расположении духа, он подает мне руку. После короткого разговора — вот оно, мое дневное содержание: мешочек со звонкими динариями! Как щедр Публий Виргилий!..»
Теперь благодаря Сервию мы знаем основные помещения типичной римской виллы: атриум, таблинум и перистилиум. Это была своего рода «ось» дома. Конечно, человек его положения не мог видеть весь интерьер поместья.
Например, триклиний, где, скорее всего, позавтракал хозяин виллы перед приемом клиентов (впрочем, владелец виллы мог пригласить отобедать некоторых клиентов, к которым у него было особое расположение). Там же проходила и так непривычно долгая для нас cena. В богатых домах триклиниев было несколько. Они сформировались не сразу, долгое время обедали в атриуме или таблинуме. И только после заимствования греческой традиции есть в полулежачем положении для этого стали выделять отдельные помещения.
Как и все комнаты дома, стены спален, или кубикул, расписывались фресками. Но значение этого места было чисто функциональным, для римлян спальни не играли особой роли. Кубикулы представляли собой узкие душные комнаты со сводчатым потолком, расположенным низко над кроватью. Располагались они обычно вокруг перистилиума или атриума (те, что вокруг атриума, были меньшего размера). В ходе раскопок по расположению мозаик на полу зачастую можно было понять, где стояла кровать.
Но зачем вообще расписывать даже такие второстепенные помещения? Дело в том, что мы настолько привыкли считать неотъемлемой частью наших жилищ вид из окна, что даже не задумываемся над этим. Между тем для римлян 2000 лет назад не было возможности, находясь дома, любоваться окружающим миром. Ведь если мы посмотрим на римскую виллу снаружи, мы увидим очень малое количество окон.
Именно поэтому фрески на внутренних стенах поместий играли такую важную роль, создавая иллюзию простора. В разные годы на стенах могли появляться вымышленные или реальные пейзажи, сцены из мифов или просто натюрморты. Стили могли сосуществовать, некоторые их элементы и вовсе перетекали из одного в другой с течением времени.
Римскую стенную роспись можно условно разделить на четыре стиля, каждый из которых выделялся какой-то характерной особенностью. Первый (200–60 годы до н. э.) копировал мраморную облицовку, второй (80 год до н. э. — конец I века н. э.) экспериментировал со светом и тенью и изображал пейзажи и натюрморты, третий (20 год до н. э. — 20 год н. э.) представлял собой небольшие сценки из мифов, заключенные в орнаментальные «рамки», а четвертый (60–79 годы н. э.) сочетал собой элементы третьего (увеличившиеся в размерах пейзажи и сцены из мифов), первого и второго стиля.
Римскую мозаику можно уподобить современным экранам, где количество пикселей определяет качество изображения. Пикселем мозаики является ограненный кусочек художественного материала — тессера. Он мог быть очень маленького размера — вплоть до 1 мм. Встречалась тессера, сделанная из камней, стекла, смальты и керамики — для передачи различных цветов. Назначение мозаик было различным — практическим, как в случае мозаики «Берегись собаки» (Дом поэта-трагика, Помпеи), для отпугивания непрошенных гостей, и сугубо эстетическим, как у огромной мозаики «Битва при Иссе» (Дом Фавна, Помпеи), фрагмент которой знаком нам всем из школьного учебника истории.
Источник: «Моя планета».