Как увидеть цвет в буквах

Интервью с лингвистом и психологом Антоном Дорсо, участником II Международной конференции по синестезии
Евгения Шмелева

Интервью с лингвистом и психологом Антоном Дорсо, участником II Международной конференции по синестезии. Мероприятия мультидисциплинарной программы с участием представителей науки и искусства пройдут в Москве с 16 по 20 октября 2019 года.

Судя по доступным определениям синестезии, четкого описания феномена не существует, потому что такой тип восприятия очень индивидуален. У людей и так большие проблемы с пониманием себе подобных, а научному сообществу для коммуникации вообще приходится пользоваться специальной системой терминов с четкими и недвусмысленными определениями. Какую пользу обществу может принести изучение частных случаев восприятия окружающего пространства отдельными немногочисленными индивидуумами?

Давайте разделим этот вопрос на три отдельные темы. Во-первых, об индивидуальности психофизиологического феномена и возможности его четкого описания. В этом отношении синестезия никак не отличается от других явлений, свойств и функций, постулируемых и исследуемых науками когнитивного направления. Возьмем, к примеру, память как психическую функцию. Ее трудно описать, так как все случаи ее использования или проявления у человека, проживающего уникальные культурно-исторические периоды, сугубо индивидуальны, но, тем не менее, мы можем обратиться к определенному уровню обобщения и абстрагироваться от индивидуальных случаев и таким образом дать памяти общее определение.

То же и в отношении синестезии. Действительно, случаи могут очень разниться, но специалисты соглашаются, что феномен синестезии — это необычная связь сенсорных (чувственных) и когнитивных (обобщающих) систем, которая проявляется в том, что восприятие определенных явлений и абстрактных понятий вызывает дополнительные, нехарактерные для этих явлений сенсорные переживания в виде цвета, вкуса, прикосновения и т. д. В частности, буквы или цифры могут вызывать ощущение цветов, звуки музыки — ощущение вкуса, а дни недели и месяцы могут объемно располагаться в пространстве и т. д. Мы также должны включить в наше понимание синестезии то, что она не связана с опытом или заученными наизусть ассоциациями. В отличие от фантазии, она возникает непроизвольно из-за дополнительных нейронных связей в мозге и не меняется с годами. То есть наше общее определение как раз имеет необходимую четкость несмотря на то, что такое обобщение, в науке называемое редукцией, то есть упрощением, действительно теряет индивидуальность, но зато обретает узнаваемую универсальность.

Пример графемно-цветовой синестезии, значительно ускоряющей восприятие и анализ информации © CC BY 2.5

Во-вторых, без научного словаря, без научно-психологических, лабораторных исследований никто бы из нас не понял, что такое врожденная синестезия, в чем особенность составляющих ее необычных реакций! Наука как раз способствует пониманию людей друг другом, пытаясь построить общую картину мира с четким словарем терминов, донося их значение и значимость до всех людей, выстраивая систему понятий, в которых бы отражалось наше общее представление о мире — чтобы способ выражения получили наши чувства, функционирование нашей психики, наше самопонимание и взаимодействие с предметным миром и т. д. Если бы мы говорили исключительно на основании индивидуального опыта и субъективности, то вряд ли бы могли разжечь костер, построить простейший дом-укрытие, не говоря уже о цивилизации или проведении исследований таких феноменов, как интеллект и синестезия.

В-третьих, значение исследований индивидуальных особенностей синестетического восприятия огромно. Ведь именно исключения из правил, статистическая необычность помогают четче выделить закономерности — в том числе психологические, нейрофизиологические. Понять, что, например, в физиологии работы мозга соответствует тем или иным осуществляемым процессам и субъективно переживаемым феноменам. Посредством изучения синестезии мы, исследователи, приближаемся к открытиям закономерностей работы языка, связей в функционировании когнитивной и сенсорной систем, метафорического мышления, сознания и его форм, генетических основ строения и функций нервной системы, в целом их наследственности (психогенетических законов). Более того, понимать синестезию важно не только ученым и самим синестетам — на результатах исследования этого феномена основывают свою работу дизайнеры, IT-специалисты (в сфере искусственного интеллекта). И конечно же, синестезия вдохновляет живописцев, музыкантов, мультимедиа- и science/art-художников.

В вашей визитке на сайте MoscowUrban FEST указано: «Сторонник понимания синестезии как единого, универсального познавательного процесса». Как процесс может стать универсальным, если синестетом надо родиться?

Да, все правильно. Только моя позиция нуждается в небольшом развернутом пояснении. Дело в том, что популярное утверждение «все мы — синестеты» уже много раз пересматривалось и усложнялось. Для меня эта сторона вопроса интересна сама по себе. И чем просто исключительно на основании «здравого смысла» ставить в один ряд врожденную синестезию, синестезию как осмысленный художественный прием и синестезию как познавательный процесс, нужно поставить вопрос о возможной природе связи этих явлений. Без сомнения, заметнее всего синестезия проявляется как перенос переживаний из одной модальности в другую, например звук в цвет, но ее суть, по-моему, не в этом.

Законы синестезии, как показывает мой опыт исследования, выражаются в том, что, с одной стороны, когнитивно сложные познавательные механизмы, которые чаще приписываются исключительно роду человеческому, в каком-то своем основании функционально связаны теснее, чем это можно предположить, с более простым сенсорным опытом. Иными словами, в систематизированных связях стимулов и реакции синестезии (например, буква — цвет) можно обнаружить одновременно как нечто, отсылающее нас к более простым способам отражения мира (цвет), так и то, что делает человеческое сознание сложным и совершенно уникальным явлением природы (символ). Таким образом, синестезия — сплав сенсорного и символического, в котором символическое использует ту же систему (категорию) однородных переживаний в виде цветовых оттенков, и одновременно с этим сенсорное у человека как бы освобождается от физического диктата органов чувств и начинает подчиняться символическому.

Следовательно, сам момент переноса ощущений из одной модальности в другую иногда может отсутствовать или проявляться как подчиненный процесс — цвет как реакция на буквы возникает сам по себе, а не в качестве ассоциации с чем-то в физическом мире. Ассоциация может подбираться уже постфактум — под возникшее цветовое проживание. Это как раз объединяет синестетов с врожденной синестезией и людей без этого феномена. У синестетов подчинение сенсорного символическому (например, ощущение музыки в цвете) проявляется ярче, но возникает это как бы одноразово и закрепляется на всю жизнь. В остальных случаях (как у синестетов, так и у несинестетов) мы постоянно насыщаем сенсорными ощущениями абстрактные понятия, абстрагируем цвета, вкусы, запахи в связях своего опыта, но главное — в символическом осмыслении сенсорных свойств. Мы можем видеть и слышать, а в некоторых случаях чувствовать тактильно, кинестетически, на вкус и т. д. то, что отсутствует в непосредственном опыте. В искусстве этого больше всего, но те же закономерности «образности» ежедневного познания складывают, так сказать, поэзию обыденности. Именно в этом смысле, с моей точки зрения, все мы — синестеты, а синестезия — универсальный познавательный процесс.

Вы являетесь основателем и научным куратором Российского синестетического сообщества. Расскажите, чем оно занимается и какого рода исследования проводит?

У сообщества, как оно изначально и задумывалось, общественная функция — распространять информацию о синестезии, знакомить людей с синестезией и без нее друг с другом, помогать им обмениваться опытом, сравнивать и обобщать этот опыт, собирать библиотеку и видеотеку, обсуждать открытия и делиться вдохновением. Все-таки научным исследованием синестезии занимаются научно-исследовательские институты, лаборатории и исследовательские коллективы, помогать которым в поиске людей с определенными разновидностями синестезии, готовыми участвовать в исследованиях, также является миссией сообщества. Например, исследовательская группа «Синестезия: дети и родители» при Центре междисциплинарных исследований современного детства Московского государственного психолого-педагогического университета — как раз такая группа и пока единственный коллектив в России, планомерно и на основе принятой программы исследующий врожденную синестезию. Сообщество же активно способствует исследованиям, так как именно в нем можно найти добровольцев для тестирований и опросов, увидеть, какие вопросы более всего волнуют людей, в чем заключается интерес людей с синестезией (или почему он отсутствует).

Участники Российского синестетического сообщества, например, полтора года назад с большим энтузиазмом откликнулись на просьбу перевести на русский язык страницы «Википедии» о синестезии. Где-то месяца три ушло на перевод практически всей информации, которую можно было найти о синестезии в этой публичной энциклопедии. Немаловажно и то, что за восемь с лишним лет существования сообщества оно объединило почти 3000 человек, помогло собрать около 500 анкет, провести более 30 исследований как мне, так и другим ученым (сколько было проектов у других исследователей, мне доподлинно не известно), предоставить журналистам возможность найти желающих для участия в программах о синестезии на ТВ, стать источником личных историй для многочисленных статей в интернет-прессе и т. д. В целом сообщество ведет жизнь без обязательств, интерес к синестезии — его главная движущая энергия.

Как человек может понять, что он синестет? И стоит ли в таком случае немедленно зарегистрироваться в синестетическом сообществе, чтобы оказать пользу науке?

Существуют многочисленные опросники, анкеты и тесты на синестезию — в том числе и на русском языке. В них можно найти вопросы с описанием «классических» и редких синестетических реакций, ознакомиться с тем, каким языком исследователи описывают феномен синестезии, как классифицируют связанные с ней переживания. Это поможет вам понять объект исканий, сравнить со своим субъективным миром, подтолкнуть к сравнению с переживаниями других людей в кругу знакомых. Узнать в себе синестета проще человеку, у которого развита рефлексия, то есть желание и умение из смутного хаоса субъективных переживаний вынести на «свет своего сознания» закономерности ощущений, связи своих реакций и их причин, оценить степень подконтрольности своих переживаний, их постоянства и необычности — все, о чем мы говорили, когда речь шла об определении врожденной синестезии. Рефлексия — это уже само по себе светлое и полезное умение, которое вкупе с наблюдательностью и общительностью обогащает наши жизненные переживания. Если предыдущая фраза показалась вам банальной, то все это, скорее всего, у вас есть в полной мере. И если до сих пор вы синестезию в себе не обнаружили, то либо ваш возможный тип синестезии очень редок, либо нужно искать в себе иные формы проявления индивидуальности, особо не рассчитывая на наследственность, научные рецепты и советы друзей.

Однако если наследственность вам «благоволила» и ваш генетический код включает информацию о синестезии, которая, кроме того, проявилась в той мере, которая позволила вам обнаружить у себя необычные реакции, подпадающие под приведенное выше определение, — тогда у вас есть еще один повод рефлексии и свободный выбор для самоопределения. Во многих случаях синестезия — нейтральное явление, часто осознанно оставляемое ее обладателем на границе сознания. Можно найти сообщество, делиться впечатлениями, сравнивать и заниматься творческими исканиями. А можно просто знать о том, что вы синестет, и спокойно решить для себя, что вы не Римский-Корсаков, не Набоков и не Леди Гага. Может быть, кто-то еще непризнанный или даже не ищущий признания. Синестезия несколько увеличивает степень свободы выбора, как и все остальное в нашем символическом сознании, что делает нас людьми.


Антон Сидоров-Дорсо — лингвист, психолог, основатель и научный куратор Российского синестетического сообщества, соучредитель Международной ассоциации синестетов, деятелей искусства и науки (IASAS)

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации