Статьи
Статья

Жестокая психология

Психология — наука о психических процессах, состояниях и свойствах человека. Эксперименты психологов помогают двигать эту науку вперед, но со стороны могут показаться очень жесткими и даже опасными для психики участников. Мы выбрали пять самых неоднозначных опытов, которые нарушают современные этические правила, разработанные для ученых.

Маленький Альберт

100 лет назад в США прошел эксперимент с младенцем. Американский психолог Джон Уотсон со своей ассистенткой и возлюбленной Розали Рейнер решили сформировать чувство страха у девятимесячного мальчика, которого они назвали в своих отчетах Альбертом. По какой-то причине он оказался в их распоряжении, пока его мать работала няней в местном приюте. Сначала исследователи проверили реакцию ребенка на маски, горящую газету, хлопковую пряжу. Мальчик проявил себя бесстрашным и флегматичным. Затем к нему поочередно подвели живых животных: обезьяну, собаку, белую крысу, кролика. Он также их не испугался. В следующей части эксперимента малышу показали белую крысу и в тот же момент экспериментатор ударил молотком по стали: от резкого звука ребенок заплакал. Этот страх подкрепили дальнейшим показом животных в сопровождении пугающего шума. Вскоре Альберт стал бояться и крысы, и собаки, и кролика, и мехового пальто даже тогда, когда никакого звука не было. Исследователи хотели провести обратный опыт и избавить мальчика от страха, но не успели: мать прознала про опыты и поспешно увезла сына. Джон Уотсон был основателем бихевиоризма и считал, что поведение человека состоит из рефлексов и им можно управлять, как и поведением животных, используя стимулы: подкрепление и наказание.

Шоковая терапия

До какой степени человек готов подчиняться чужому авторитету? Это решил проверить опытным путем американский психолог Стэнли Милгрэм в начале 1960-х. На эксперимент его вдохновили признания на суде сотрудника гестапо Адольфа Эйхмана, который не считал себя виновным в гибели множества людей, а говорил, что просто исполнял приказы. «Я был обязан выполнять правила войны и служил своему знамени», — сказал он перед повешением.

Милгрэм создал своего рода «филиал» гестапо в лаборатории. Добровольцы выступали в роли учителей: они выдавали задания нерадивому ученику, которого изображал актер. За каждый неправильный ответ «учитель» должен был карать «ученика» ударом тока, с каждым разом увеличивая силу разряда на 15 В. Всего перед добровольцем было 30 переключателей от 15 до 450 В с предупреждающими надписями: от «слабый удар» до «крайне интенсивный» и «опасный». На двух последних стояла надпись «XXX». Актер разыгрывал муки от удара током, причем его сценарий был расписан в зависимости от силы разряда. В одном из опытов он находился в другой комнате и лишь стучал в стенку, когда разряд достигал 300 В. В другом играл более активно: вскрикивал, начиная с 75 В, на отметке 150 В просил завершить эксперимент и жаловался на сердце, на 270 В кричал и молил остановиться, на 300 В начинал хрипеть, а начиная с 345 В замолкал и не подавал признаки жизни. Все это время «учителя» подначивал экспериментатор, который повторял заранее придуманные фразы: «Пожалуйста, дальше», «Условия эксперимента требуют, чтобы вы продолжали», «Чрезвычайно важно, чтобы вы продолжали» и «У вас нет другого выбора, вы должны продолжать». Если «учитель» особо беспокоился об «ученике», ему отвечали: «Несмотря на то что удары током могут быть болезненными, они не приведут к долговременным повреждениям тканей» и «Нравится ли ученику это или нет, вы должны продолжать, пока он не выучит правильно все пары слов». Каждому добровольцу давали $4,5 за участие в эксперименте, но подчеркивалось, что они выдаются за приход в лабораторию и полагаются участнику независимо от его поведения.

Что показал эксперимент? Неожиданную для психологов жестокость добровольцев. Из 40 мужчин-участников 63% подавали разряд в 450 В. Они следовали команде экспериментатора до самого конца: опыт прекращался после трехкратной подачи максимального разряда. Сам Милгрэм ожидал, что участники остановятся на 135 В. А его коллеги-психиатры предсказывали, что до отметки «ХХХ» дойдет максимум один человек из тысячи. Даже слова о слабом сердце «ученика» не разжалобили добровольцев. Милгрэм провел серию повторных опытов и получил результат от 65% до 93% безоговорочного подчинения требованиям экспериментатора. Этот опыт считается классическим в психологии и доказывает огромное влияние авторитета.

Тюремный эксперимент

Еще один американский психолог Филипп Зимбардо, школьный товарищ Милгрэма, провел в 1971 году эксперимент куда более жестокий. Он организовал настоящую тюрьму в подвале факультета психологии в Стэнфордском университете. Сделано это было по заказу Военно-морского флота США, который хотел найти объяснение постоянным конфликтам, бунтам и садистскому поведению охранников в морских тюрьмах. Добровольцев нашли через газету, предложив им на две недели стать узниками за плату $15 в день (примерно $90 по современному курсу). Среди 24 тщательно отобранных, психологически устойчивых участников с помощью подбрасывания монетки распределили роли: кому быть заключенным, а кому охранником. Задерживать «узников» в назначенный день пришли настоящие полицейские, арест производился в грубой форме: с обыском и наручниками, на глазах у соседей. Они были помещены в тесные мрачные камеры, где провели шесть дней. И заключенные, и тюремщики носили одежду, которая не оставляла никаких индивидуальных примет. У стражников — униформа, свистки, дубинки, темные очки (для исключения визуального контакта). У узников — безликая короткая роба без нижнего белья, цепочка на лодыжке, нелепая шапка из нейлона и номер, который на время эксперимента стал именем. Сам Зимбардо объявил себя «директором» тюрьмы и разрешил тюремщикам все, кроме физического насилия.

«Создайте у заключенных чувство тоски, чувство страха, ощущение произвола, что их жизнь полностью контролируется нами, системой, вами, мной и у них нет никакого личного пространства… Мы будем разными способами отнимать их индивидуальность. Все это в совокупности создаст у них чувство бессилия. Значит, в этой ситуации у нас будет вся власть, а у них — никакой», — напутствовал их Зимбардо

Эксперимент очень быстро стал жестоким. Каждый третий охранник проявил садистские наклонности. Над узниками глумились, их запирали, ограничивали в еде, стравливали между собой, заставляли спать на голом бетонном полу и мыть туалеты без перчаток, а также устраивали изнурительные переклички и физические упражнения. Заключенные пытались бунтовать, устраивали голодовку, но стихли, когда им было сказано о том, что среди них информатор, и пустили в ход другие угрозы. В какой-то момент Зимбардо узнал о плане побега и потребовал у полиции переместить узников в настоящую тюрьму, а получив отказ, был очень зол и возмущен — настолько он вжился в роль директора. Эксперимент был прерван по просьбе его аспирантки и невесты Кристины Маслак, которая одна из 50 свидетелей сочла происходящее неэтичным.

С точки зрения психологии этот опыт доказал, что человек действует не только благодаря внутренним убеждениям, но и под влиянием навязанной ему социальной роли и идеологии. Ситуация и авторитет кого-либо могут повлиять на поведение индивида больше, чем его собственные моральные установки.

Мнимые больные

В 1973 году психолог Дэвид Розенхан организовал психологический эксперимент в психбольницах. Он сам и 11 добровольцев были госпитализированы в 12 учреждений в пяти разных штатах США после того, как сообщили врачам о голосах в голове. Все они жаловались, что слышат неразборчивый голос, который произносит что-то похожее на три слова: «пустой», «полый», «стук». Эти слова были выбраны неслучайно: согласно опубликованным данным, этого было недостаточно для диагностирования психоза, имелись лишь признаки экзистенциального кризиса. Хотя пациенты после госпитализации сразу же прекращали симулировать галлюцинации и вели себя нормально, их продержали в психбольницах от 7 до 52 дней, в среднем по 19 дней, и все это время лечили медикаментами: 11 человек от шизофрении и одного от маниакально-депрессивного психоза. Когда их наконец выписали, диагноз был один: «шизофрения в стадии ремиссии». Таким образом, по мнению Розенхана, врачи расписались в своей беспомощности, сразу назвав заболевание неизлечимым и поставив на здоровом пациенте пожизненное клеймо.

Интересно, что врачи не распознали симулянтов, а 35 настоящих пациентов клиник утверждали, что эти люди здоровы, и даже догадались, что это исследователи или журналисты. Это было несложно: псевдопациенты вели записи, не таясь. Лекарства они спускали в унитаз. Участники эксперимента отметили, что многие сотрудники больниц ведут себя грубо, равнодушно и в среднем врачи уделяют каждому пациенту менее 6,8 минуты в день.

«Данные свидетельствуют об огромной роли стигматизации в психиатрической диагностике. Нет ничего такого, что единожды заклейменный шизофреником псевдопациент может сделать, чтобы преодолеть эту стигму. Стигма основательно окрашивает впечатления других о нем и его поведении», — сделал вывод из этого опыта Розенхан, заявивший своим исследованием о неэффективности психбольниц и несостоятельности врачей отличить здорового человека от больного

О ненадежности психиатрической диагностики свидетельствует и последующий эксперимент Розенхана. Психолог договорился с известной психбольницей о том, что туда в течение трех месяцев поступит один или несколько фальшивых пациентов. На самом деле он не послал никого. Но врачи, осведомленные о первом эксперименте, были очень мнительны и объявили симулянтами 41 из 193 поступивших пациентов. Симптомы еще 42 человек им показались сомнительными. После публикации итогов исследования Розенхана разгорелся скандал и долго не утихали споры о его этичности.

Разжигание агрессии

Канадский психолог Альберт Бандура, потомок украинских и польских эмигрантов, активно занимался моделированием детской и подростковой агрессии. В опыте 1961 года, проведенном совместно с коллегами Доротеей и Шейлой Росс, он проверил, насколько дети склонны перенимать модель поведения взрослых. Воспитанников детского сада при Стэнфордском университете по очереди заводили в комнату, где в одном углу были их любимые игрушки, а в другой сидел агрессивный взрослый, который, поиграв минуту в конструктор, начинал всячески издеваться над 150-сантиметровой куклой Бобо. Он не только бил ее, но и садился на нее верхом, стучал по голове молотком, пинал и подбрасывал, приговаривая: «Врежем ему по носу», «Он точно крепкий парень» и т. п.

Через десять минут ребенка забирали и отводили в комнату для культивации его собственной агрессии: она была полна игрушек, но играть запрещалось, причем экспериментатор сообщал о запрете, когда ребенок уже пару минут поиграл с выбранным объектом. Говорилось, что «эти игрушки для других детей», а ему можно поиграть, с чем он сам захочет в другой комнате. Расстроенного малыша переводили в третье помещение, где были куклы, машинки, мячик, раскраски, игрушечный сервиз и предметы из первой комнаты: кукла Бобо, молоток и конструктор. Все игрушки выкладывались в одной и той же последовательности перед каждым ребенком. Далее психологи следили: будет ли ребенок копировать действия взрослого из первой комнаты?

У исследователей было три гипотезы. Первая: дети скопируют агрессивные действия взрослого. Их поведение будет отличаться от двух других групп, где дети просто играли в любимые игрушки (взрослого не было, но сообщалось, что это ему принадлежат кукла Бобо, молоток и конструктор) и где видели, как взрослый спокойно играет с конструктором. Вторая: те, кто наблюдал за играми спокойного взрослого, не будут проявлять агрессию. Третья: среди 36 мальчиков и 36 девочек, участвовавших в опыте, дети будут склонны повторять поведение экспериментаторов своего пола. Четвертая: мальчики будут вести себя более агрессивно, чем девочки. Все четыре гипотезы подтвердились. Дети действительно копируют поведение взрослых. Исследование вошло в историю психологии под названием «Эксперимент с куклой Бобо».

Интересная тема? Читайте также наш материал «7 долгосрочных экспериментов».

Читайте также
Испытатель российской вакцины заразился коронавирусом. Препарат не работает?
Испытатель российской вакцины заразился коронавирусом. Препарат не работает?
Большинство считает, что вакцина обязана предотвращать заражение. Но это не так.
Как поймать темную материю
Как поймать темную материю
Темная материя есть даже в вашей комнате, но как ее поймать?
Венера — наша историческая родина?
Венера — наша историческая родина?
Благодаря находке фосфина в облаках Венеры, астрофизики обрели веру в возможность обнаружения внеземной жизни.